Урок №26

УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ

ВВЕДЕНИЕ


Учение об ангелах является трудной и до конца не раскрытой темой. На протяжении истории Церкви можно видеть колеблющийся интерес к этим существам. Временами люди до того увлекались учением об ангелах, что выдвигали самые странные теории относительно их происхождения и видов деятельности. Временами, когда разуму было отведено первое место в познании всего существующего, учение об ангелах воспринималось как пережиток прошлого. Но если посмотреть, что говорит об ангелах Библия, то можно увидеть, что ангелы ни разу в Писании не являлись главной темой обсуждения; каждый раз, когда речь идет об ангелах, они всюду являются помощниками или исполнителями того, что Бог хочет исполнить или сказать. И если человек не будет ничего знать об ангелах - это никак не повлияет на его отнфошение с Богом, на его спасение. Но в вопросе об ангелах существует много недоразумений: многие люди ставят их почти на уровень с Богом, многие молятся им. Есть такие, которые вообще не верят в их существование, и поэтому мы поговорим об этой теме более детально.

ДОБРЫЕ АНГЕЛЫ


Греческое слово (angelos) - обозначает "вестник" или "посланник" и оно относится как к посланникам-людям (посланник Иезавели к Илии (3Цар.19:2)), так и к ангелам (Матф.1:20). Но каждый раз, когда встречается это слово в Библии, читателю не трудно будет определить о ком идет речь, так как по смыслу сразу становится все ясно.
Происхождение ангелов.
Нигде в Писании конкретно не говорится о том, как произошли ангелы - подобно людям или каким-то другим способом; в то же самое время, когда были сотворены люди, или нет. Но уверенно можно утверждать, Кем они были созданы:
"Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол.1:16).
Из этого делаем вывод, что ангелы - существа невидимые, были созданы Богом за один раз, так как в Писании нигде не упоминается о каком-либо повторном творении ангелов. Не появлялись они позже и путем рождения, потому что Христос говорил о том, что ангелы не принадлежат ни к какому полу (Матф.22:30) и поэтому не могут производить себе подобных.

ПРИРОДА АНГЕЛОВ


Библия говорит о том, что ангелы - это существа духовные. В Евр.1:14 говорится:
"Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение".
То, что ангелы - духи, можно заключить также и из следующих мест Библии:
1. Бесы (падшие ангелы) описываются и характеризуются как духи (Матф.8:16; Лук.7:21)
2. Сказано, что
"...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12).
3. В Кол.1:16 Павел характеризует небесные силы как невидимые:
"Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано".

Благовещение

Из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что ангелы - это духовные существа, у которых нет физического тела. Те места в Библии, где речь идет о явлении ангелов в физическом теле, следует воспринимать как сверхъестественные явления для того, чтобы стать доступными человеку, для донесения какой-либо вести от Бога. А в большинстве случаев ангелы невидимые. Чтобы увидеть ангелов, необходимо, чтобы Бог открыл человеку глаза, как в случае с Валаамом (Чис.22:31) или со слугой Елисея (4Цар.6:17).

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АНГЕЛАХ


Давайте рассмотрим некоторые неправильные суждения об ангелах:

1.Ангелы в обличии женщин. Нигде в Писании не встречается упоминание о том, что ангелы являлись как женщины.

2. Ангелы с крыльями. Нигде также не встречается прямого упоминания о том, что у ангелов есть крылья. Правда, говорится о том, что они летают (Дан.9:21), но нельзя утверждать что они летают, непременно используя крылья. Крылатыми в Библии описываются херувимы и серафимы (Исх.25:20; Ис.6:2). И нигде не говорится, что херувимы и серафимы имеют одинаковые характеристики с ангелами. Бог не посчитал нужным давать людям больше информации об ангелах, чем мы имеем на данный момент. Поэтому в этом вопросе будем исходить из данной информации, чтобы не сделать ложных выводов, о чем предупреждал Павел:
"Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2:8).

 

 

 

Возможности ангелов.
Ангелы превосходят людей в силе и мудрости. Но их сила не безгранична, их мудрость также имеет предел.
О силе ангелов можно судить из следующих мест Писания:
1. Титулы, которые присваиваются некоторым из них: начала (начальства), силы, власти, господства, престолы.
2. Ангелы превосходят людей по силе:
"... Ангелы, превосходя их крепостию и силою ..." (2Пет.2:11).
3. Один ангел за одну ночь поразил 185000 ассирийцев (4Цар.19:35).
4. За грех Давида было поражено одним ангелом 70000 израильтян (2Цар.24:15-16).

О мудрости ангелов можно судить из следующих мест Писания:
1. "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные…" (Матф.24:36).
Это место говорит и о том, что ангелы имеют большие знания (даже ангелы не знают), и о том, что они ограничены в своем знании (не знают и ангелы).
2. "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника" (Гал.3:19).
Еще мудрость ангелов видна в том, что они участвуют в передаче Божиих откровений.
3. Ангелы также истолковывают видения, как в случае с Даниилом (Дан.8:16).

Иерархия ангелов.

Серафимы

Существуют некоторые предположения по этому поводу. Были попытки их подразделять по чину, исходя из терминов, употребляемых Павлом (начальства, силы, престолы…). Но, опять-таки, здесь нет прямых доказательств тому, что они находятся на разном уровне по положению, как нет доказательств того, что они находятся на одном уровне. Поэтому все, что не исходит подтверждения в Библии относится к области догадок и фантазий людей. Точно можно утверждать только то, что архангелы стоят выше, чем ангелы (1Фес.4:16; Иуд.9).

Херувимы над крышкой ковчега

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность ангелов.
Деятельность ангелов можно подразделить на следующие пять категорий:
1. Ангелы постоянно восхваляют и прославляют Бога (Иов.38:7; Пс.148:2).
2. Ангелы раскрывают и сообщают послание Бога к человеку. Пример Корнилия (Деян.10:3-7) или Петра (Деян.11:13).
3. Ангелы помогают верующим. Они охраняют их и заботятся (Пс.33:8), служат им в их нуждах (Евр.1:14), наблюдают за жизнью верующих (1Кор.4:9).
4. Ангелы - орудие Божьего суда и осуществители Его намерений. Ангел поразил ассирийцев 185000 (4Цар.19:15), поразил Ирода (Деян.12:23), много о делах ангелов говорится в книге Откровение (Откр.8:6; 9:21; 16:1-17…).
5. Ангелы будут принимать участие во Втором Пришествии. Они соберут плевелы (людей не верующих в Бога и не принявших Спасителя) и бросят их в огонь вечный (Матф.13:39-42).

ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ


Происхождение злых ангелов.

Все злые ангелы были сотворены Богом (Кол.1:16) и изначально были добрыми. Об этом мы можем косвенно судить из того, что Бог в конце творения сказал: "Хорошо весьма" (Быт.1:31).
В дальнейшем, за свое непослушание Богу, они были свергнуты на землю (Откр.12:3-4).
Многие не верят в дьявола как в личность, признавая лишь существование злых намерений, мыслей, желаний в человеческой плоти. Иисус же, обращаясь к неверующим иудеям, сказал:
"Ваш отец диявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего..." (Иоан.8:44).
В книге Иова 1:6-12 показано, что сатана пытается обвинить Иова перед Богом. Разве может абстрактное понятие: намерение, желание - обвинять? Во время великого искушения в пустыне (Матф.4 гл.) Иисус имел дело с реальной личностью, реальным врагом, хитрым и коварным противником.
Писание утверждает, что сатана - реальная личность, обладающая жизнью, разумом, волей и эмоциями. Однако это существо духовное и поэтому лишено материального тела (в том числе хвоста, рогов и копыт).
Подробно освещены в Библии и черты его характера:
1) сатана - вор, он крадет посеянное в сердце слушателей семя Слова Божьего (Матф.13:19);
2) сатана - коварный и хитрый. Он перехитрил Еву (Быт.3:1-6);
3) сатана - убийца, так его назвал Иисус Христос (Иоан.8:44);
4) сатана - лжец, так говорит Иисус (Иоан.8:44).

Главная цель сатаны и бесов.

Главная цель злых ангелов - принести вред Христу и Его делу. Они не заинтересованы лично в вас. Их занимает только ваше отношение ко Христу. До вашего уверования сатана пытался помешать вам постичь Христову истину, обманывая вас и ослепляя ваш ум. Он держал вас в своих сетях, пугая мыслями: "Ты уже столько нагрешил, что Бог, даже если бы и хотел тебя простить, то из-за Своей святости не сможет простить тебе столько грехов"; или - "А что о тебе подумают твои друзья, родственники?"; или просто успокаивал: "Ты - не грешник, так как никого не убил" и тому подобное. И теперь, когда вы уверовали, сатана хочет лишить вас желания участвовать в деле Божьем. Богу вы очень дороги, а для сатаны вы стали врагом, Он будет стараться сбить вас с Божьего пути освящения всевозможными уловками и клеветой.

 

Будущее сатаны и бесов.

Но, зная будущее сатаны и его ангелов, нужно сделать выбор - слушаться его или нет, бояться его или нет.
Сатана и его слуги (бесы) были побеждены окончательно Христом на кресте, когда Он умер и воскрес в славе. И хотя сатана еще на земле и ведет войну с Богом и его детьми, но судьба его решена.

В Откр.12 гл. описывается, что Михаил с ангелами будет вести войну с сатаной и бесами, после чего сатана со своими злыми ангелами будут свержены на землю. Затем он будет нападать на избранных Христовых, т.е. верующих. После этого он будет скован на 1000 лет (Откр.20:2), затем будет выпущен на некоторое время и станет прельщать людей, пытаясь поднять их на войну против Бога (Откр.20:7-8). В конце этого он будет побежден и брошен в озеро огненное и будет мучиться там вечно со своими ангелами и с теми, кто жил по его законам.

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ ОБ АНГЕЛАХ


Возможно некоторым людям кажется странной вера в добрых и злых ангелов. Но из этой темы можно извлечь несколько важных и полезных уроков:
1. Тот факт, что существует множество невидимых и могущественных существ, которых Бог посылает для помощи нам и нашей защиты - утешает и поддерживает верующих в жизни. Глаза веры дают христианину то же, что видение ангелов дало слуге Елисея (4Цар.6:17; Пс.33:8).
2. Хвала, которую ангелы возносят Богу, их служение Ему дают нам образец поведения в настоящее время и показывают нашу будущую жизнь в вечности.
3. Предупреждением для нас должен стать факт, что даже ангелы, которые были так близки к Богу, поддались искушению и пали. Это помогает нам быть внимательными, "чтобы не упасть" (1Кор.10:12).
4. Знание о злых ангелах повышает бдительность в отношении опасности искушения, которого можно ожидать от сатанинских сил, а также учит нас различать приемы, которыми пользуется дьявол. Нам не следует относиться к дьяволу слишком легкомысленно, недооценивая опасность. Но, с другой стороны, нам не следует проявлять к нему и слишком большого интереса и бояться его.
5. Мы уверенны в том, что, как бы ни были могущественны сатана и его приспешники, их возможностям поставлены определенные пределы. Поэтому, Божьей милостью, мы можем успешно сопротивляться его проискам. И мы знаем, что его окончательное поражение неизбежно.
6. То, что ангелы были сотворены Богом говорит о том, что им нельзя поклоняться; они всего лишь Божьи служебные духи (Евр.1:14).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ:
В этом курсе занятий мы с вами закончим чтение Нового Завета. Для этого вам необходимо прочитать Послание к Евреям. В конце урока вы найдете несколько вопросов по чтению данной книги Библии. Поэтому будьте внимательны!

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА УРОК 25:
1) г;
2) а;
3) г;
4) а, г;
5) - ;
6) а;
7) в;
8) в;
9) а;
10) а.

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

ЛУКАВЫЙ

Это дьявол (от греческого диаболос), сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность зла. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть зло, а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Вот этим и занимается лукавый. Таким образом, зло - это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу (Втор.1:34). Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, зло - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом зло (лукавый), а также "духи злобы" (Еф.6:12), стремятся к воплощению (Лук.8:32). По примеру воплощения Духа Божьего в христианской Церкви, зло тоже стремится обрести телесную форму (Пс.63:3). В еврейском тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, которое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (Иез.13:9), "сонма" святых (Пс.88:8) и даже "совета" Господа (Иер.23:18).
Зло стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божественного порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеческом теле (Мар.9:20-22), в браке (1Кор.7:5), в вопросах собственности (Мих.2:1) и в человеческих отношениях (Притч.15:28). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов.1-2). С тех пор как через человека зло проникло в мир (Рим.5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о "лукавом веке" (Гал.1:4), об оскверненной лукавством земле (Иер.3:2), о злых зверях (Быт.37:20) и т. д. Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим.7:24).

ПОЧИТЬ

Этим словом в Библии передается как состояние Бога, так и состояние человека по окончании дел. Выражение "почить от дел" встречается и в начале Библии (Быт.2:2), и в ее конце (Откр.14:13). Истинный покой означает общение с Богом и предполагает соблюдение Его установлений. Покой, установившийся по сотворении мира, был разрушен грехопадением человека. С тех пор в мире царствует беспокойство (Еккл.2:23), проявляющееся в разнообразных формах. Грех привел человека к тому, что он вынужден был теперь добывать свой хлеб тяжелым трудом (Быт.3:17-19). Вместо того, чтобы жить в покое, наслаждаясь Божьими дарами (Еккл.4:6), человек стремится обезопасить свое существование накоплением богатства (Пс.54:17-23). Особенно трудно найти покой людям, одержимым злыми духами (Матф.12:43-45). Мир, в котором живут люди, тоже не знает покоя, он наполнен войнами или ожиданием их (Мар.13:7). В этом мире суеты Бог создал народ, который призван к покою. Поэтому Бог заботится о достаточном материальном обеспечении Израиля (Исх.3:8), так, чтобы каждый седьмой день мог быть у них днем покоя. Пашня также должна отдыхать каждый седьмой год (Лев.25:2-7). Бог дает Своему народу установления, закрепляющие за каждым человеком его права. Там, где эти установления не соблюдаются, Бог предлагает обездоленным Свою помощь и защиту (Пс.54:19). Народ Израиля пребывает в состоянии покоя, пока остается на путях Божьих (Нав.21:44). Спасение станет полным, когда Бог будет находиться в покое среди Своего народа. Предпосылкой такого покоя было послушание народа завета, но Израиль, "ходивший иными путями", редко пребывал в этом состоянии. Следствием этого стало то обстоятельство, что израильтяне не достигли в Ханаане окончательного осуществления Божьих обетований (Евр.4:3,6). Народ Израиля не достиг покоя, который продолжает оставаться обетованием (ст.8). Поэтому пророки говорят о грядущем ненарушаемом покое (Ис.32:18), к которому Дух Божий приведет Своих. Эти обетования осуществились в Иисусе Христе, на Котором почил Дух Господень (Ис.11:2) и Который дарует душевный покой несущим Его иго, т.е. разделяющим с Ним Его дело (Матф.11:29). Принадлежащие к Его народу более не обременяют себя заботами о физическом существовании, поскольку все получают из рук Бога. Они участвуют в труде (2Фес.3:10) и, довольствуясь тем, что имеют (1Тим.6:6-10), пребывают в любви и мире с Богом. Несмотря на это, покой все еще остается целью, поскольку верующих постоянно подстерегают искушения, исходящие как извне (Еф.6:11), так и из самой Церкви (Деян.20:28-31); на них обрушивается вся ненависть мира (Матф.10:22). Но это преходящие страдания, которые не могут обеспокоить душу, поскольку жизнь верующих сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3), в них живет Христос (Гал.2:20). Он победил мир (Иоан.16:33); принадлежащие Ему являются соучастниками Его победы (1Иоан.5:4), если они не потеряли безопасный и крепкий якорь надежды (Евр.4:11), найдет совершенный покой от всех своих дел (Откр.14:13) под защитой вечного общения с Богом (Откр.7:14-17).

МЕЛХИСЕДЕК

Авраам отдает Мелхиседеку десятину

(Царь правды) - царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его, по всей вероятности, было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем, относительно его существуют различные мнения. Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр.7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр.7:3). Он так таинственен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Святого Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того, что он был лице особенно великое и значительное. Впрочем, самое умолчание Священного Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник вовек по чину Мелхиседека, и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр.5:5-10). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах.6:12,13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр.7:3). "Уподобляясь Сыну Божию, - замечает, наконец, о нем апостол Павел, - он пребывает священником навсегда" (ст.3).

ТЕРНИИ И ВОЛЧЦЫ

Трудно решить, какие именно виды растений разумеются под этими словами. Слова тернии и волчцы вообще стоят нераздельно в Священном Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как например плевелы и т. п. В иносказательном смысле употребление этих слов значит опустение (Притч.24:30), посещение Божьего промысла (Чис.33:55), затруднение и препятствия (Притч22:5). Тернии и волчцы были присуждены Богом земле, обреченной проклятию вследствие грехопадения прародителей (Быт.3:17-19). Проклята земля в делах твоих, сказал Господь Адаму, изрекая Свой праведный суд; со скорбью будешь питаться от нее; тернии и волчцы произрастит она тебе... (Быт.3:17-19). Нельзя впрочем думать, что именно с этого времени тернии и волчцы появились на земле. Благословенная Богом земля могла произращать их, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо; теперь она произращает их человеку и при том там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, чтобы память о грехе преследовала его и в нуждах и в удовольствиях. Эти негодные и сорные растения росли в Палестине особенно по развалинам и на местах запущенных; так ими и в настоящее время обильно покрыты развалины Капернаума и многие места долины Саронской.

ДЕСЯТИНА

Бедная вдова в Храме жертвует все, что имеет.

Род дара, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т. п. И шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому нуждавшихся в средствах своего существования. Десятина, в означенном случае, составляла нечто в роде ренты, платимой им взамен земли. Одну десятую часть своей десятины левиты в свою очередь вносили на содержание первосвященника (Числ.18:21-32). Остающиеся девять частей снова делились на десятины, и из второй десятины уготовлялось празднество во дворе святилища, или в каком-либо смежном с ним святилище. Впрочем, если Иудей находил неудобным для себя внести свою десятину в натуре, то ему позволялось продать ее и внести деньги с прибавкою одной шестой части вырученной суммы; для празднества и затем уже шел во святилище (Втор.14:22-27). На этом празднестве они угощали свои семейства, друзей и левитов. На основании слов Второзакония (14:28,29) можно думать, что в каждый третий год требовалась от Евреев еще третья десятина, съедаемая в обществе бедных и левитов, престарелых и немощных. Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось (Лев.27:32,33). Не видно, требовалась или десятина от растений и трав. Известно только, что фарисеи давали десятину с мяты, анису и тмину (Матф.23:23).

Материал для справочного листа был взят из следующих источников:
1. Никифор, Библейская энциклопедия, (Москва: Типография А. И. Снегиревой), 1891г.
2. Нюстрем, Э., Библейский словарь, 1989 г.
3. Ринекерд, Ф., Библейская энциклопедия Брокгауза, (Кременчуг: Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn), 1999 г.

 

Урок №26
История Христианства


Говоря о христианстве XVIII века, мы отметили одно весьма важное явление этого иска, а именно: "Просвещение" или рационализм, охвативший большинство европейских стран и оказавший в той или иной форме свое влияние на все христианские церкви.
"Просвещение" и порожденный им рационализм привели к духовному пробуждению, которого история христианства не знала с апостольских времен. Церковь Цинцендорфа в Германии и методисты в Англии и Америке пробуждали народы мира пламенной проповедью Евангелия. Баптисты положили начало миссионерским обществам.

Новый Завет на татарском языке

Библия заняла в христианстве центральное место, и чтобы сделать ее достоянием всех и каждого - ее начали переводить на многие языки мира и печатать в небывалых тиражах. Для этой цели основывались многочисленные "Библейские общества", из которых самыми большими надо считать "Британское и Иностранное Библейское Общество" в Лондоне и "Американское Библейское Общество" в Нью-Йорке.
Мы подошли к девятнадцатому веку - веку больших свершений в христианстве. Если духовное пробуждение XVIII века было в значительной степени мощным ответом на замораживающее действие в Церкви рационализма, то духовная весна и расцвет христианской деятельности в XIX веке были результатом, как это ни странно, военных походов Наполеона.

НАПОЛЕОН И ДУХОВНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В НАЧАЛЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА
2 декабря 1804 года Наполеон короновал, можно сказать сам себя. И с этого дня народы Европы перестали спать спокойно. Всюду было слышно бряцание оружия - одна страна за другой оккупировались французскими солдатами.
В августе 1806 г. Наполеон заставил австрийского императора Франца I отречься от престола и тем самым положил конец так называемой "Священной Римской империи немецкой нации". С этого времени Европа должна была знать только одного властелина - маленького офицера с острова Корсика, ставшего величайшим полководцем Франции. Но это политическая сторона жизни Европы, а нас интересует духовная.
Бедствия народов Европы во время наполеоновских войн достигли высших пределов, и несчастья заставили людей искать утешения в Боге. В этом стремлении к Богу объединились все, измученные непрерывными войнами, народы Европейского континента. Русский император Александр I сказал: "Пожар Москвы пробудил мою душу". Освободительные войны против Наполеона в 1813-1814 годах велись под пение хоралов и других церковных гимнов.
Наполеон был, наконец, разбит и изгнан на пустынный остров, где он и умер, а освобожденная Европа принялась не только за восстановление своих разрушенных городов и деревень, но и за церковное строительство. Конфессиональные различия были забыты, и христиане всех направлений чувствовали себя едиными в своем духовном пафосе.

РОЖДЕНИЕ "БРИТАНСКОГО И ИНОСТРАННОГО БИБЛЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА"
7 марта 1804 года, когда на континенте Европы Наполеон готовил свои военные походы, в Лондоне рождается самое мирное учреждение - "Британское и Иностранное Библейское Общество", которое со дня своего возникновения распространило сотни миллионов Библий и Новых Заветов почти на всех языках мира.
В 1816 г. последовало рождение второго, не менее мощного, чем Британское, "Американского Библейского
Общества", которое печатает также миллионы экземпляров Библий и Новых Заветов.
На фоне непрерывных наполеоновских войн рождение этих двух Библейских обществ является свидетельством большого духовного пробуждения Церкви, которая не пожалела никаких усилий и жертв, чтобы создать этих двух гигантов печатного дела, специально для издания книг Священного Писания.

РОЖДЕНИЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ "ВНУТРЕННЕЙ МИССИИ" И "ДИАКОНИИ"
О восемнадцатом веке в истории христианства мы говорили, что он является веком рождения так называемой "языческой миссии", то есть проповеди Евангелия среди язычников.
О девятнадцатом веке мы должны сказать, что он является веком рождения "внутренней миссии", то есть проповеди Евангелия среди собственного народа и оказания ему помощи для его духовно-нравственного развития.
Рождение "внутренней миссии", вне сомнения, является результатом великого духовного пробуждения, охватившего народы Европы после эпохи владычества Наполеона.
Общий духовный расцвет не мог не отразиться на богословии протестантизма, и богословие в XIX веке достигло также большого развития. Но, надо сказать, что богословие никогда не было движущей силой в христианстве, этим мы, отнюдь, не хотим умалить его значения. Там, где богословие поставлено не для господства в церкви, а на служение церкви, там оно может оказать большую услугу делу Господнему.
Надо сказать, что основным фактором дня возникновения "внутренней миссии" и "диаконии" послужил все тот же пиетизм, который дал в свое время толчок и для возникновения "языческой миссии".
Одним из самых видных деятелей "внутренней миссии" был Иоганн Вихерн. Он охарактеризовал сущность "внутренней миссии" следующими словами: "Пришло, наконец, время, когда евангельская церковь должна выполнить свое призвание и стать обществом спасающей любви. Христос должен быть проповедуем не только живым Божиим словом, но и живым Божиим делом!".
И вот в 1848 г. в Германии учреждается "Центральный Комитет"внутренней миссии"". С этого времени появляется великое множество благотворительных обществ и союзов, обществ трезвости, больниц, домов диаконисс, приютов для эпилептиков и психически больных и многих других.
Особенно характерным для христианства XIX века является служение диаконисс. Повсюду возникают так называемые "дома диаконисс", в которых молодые христианки получают первоклассную подготовку к своему служению и, особенно к служению в больницах, домах для престарелых, в приютах для детей-сирот и т.п.
Начало этим "домам диаконисс" положил в 1836 г. пастор Теодор Флинцер. Можно было бы привести имена сотен и тысяч диаконисс, которые в XIX веке самоотверженно служили своим страждущим ближним, но это заняло бы много страниц в нашей краткой истории христианства.
Мы упомянем трех наиболее известных служительниц Христа, несших истинно диаконисское служение: Елизавета Фрай (Англия), Амалия Зивекинг (Германия) и Матильда Вреде (Финляндия). Все они посвятили себя на служение бедным, больным, а также всем страждущим и плачущим.
Но вернемся к основоположнику "внутренней миссии" Иоганну Вихерну. Он родился в Гамбурге 21 апреля 1808 г., изучал богословие в Геттингене и Берлине и много сделал для развития внутренней миссии.
Важным фактором для развития"внутренней миссии" стал, так называемый "Суровый дом", учрежденный Вихерном в 1833 г. в Гамбурге, и ставший, в дальнейшем, центром различных видов деятельности, посвященной"внутренней миссии". Здесь в "Суровом доме" были сосредоточены приют для беспризорных детей и школа, так называемый "братский дом" для подготовки диаконов. "Суровый дом" Вихерна стал образцом для создания подобных ей учреждений в разных странах Европы.
Три книги, которые написаны Вихерном, свидетельствуют о его большом вкладе в дело"внутренней миссии". Это книги: "Внутренняя миссия Евангельской церкви"; "Отношение к заключенным и отбывшим заключение" и "Служение женщин в церкви".
Можно смело сказать, что "Внутренняя миссия" и поразительный расцвет "диаконии" являются характерной чертой протестантизма XIX века.
Фридрих Бодельшвинг
Большим деятелем"внутренней миссии" был Фридрих Бодельшвинг. Он родился в Пруссии в 1831 г. и изучал богословие в трех университетах - в Базеле (Швейцария), в Эрлангене и Берлине (Германия).В 1872 г. Бодельшвинг поселился в Билефельде (Германия) и здесь началась его великая деятельность любви и милосердия: он основывает образцовую колонию для эпилептиков "Вефиль", дом диаконисс "Сарепту", дом диаконов "Назарет" и рабочую колонию "Вильгельмсдорф".
Учреждения, основанные пастором Бодельшвингом, считаются шедевром"внутренней миссии" не только в Германии, но и во всем мире.
К области деятельности"внутренней миссии" принадлежит движение, называемое "Движением общения", начало которому положил боннский профессор богословия Кристлиб в 1884 г. и центром которого впоследствии стал Гнадау (под г. Магдебургом).
Евангельские группы "общения" постепенно появились почти во всех лютеранских церквах и превратились, в конце концов, в своего рода "церковь в церкви". В Германии эти евангельские кружки "общения" объединились в известный "Гнадауский союз", который развил большую деятельность.
"Движение общества" перекинулось из Германии и в другие протестантские страны, являясь своего рода духовным ферментом для окостеневших порой протестантских церквей.
Нельзя пройти мимо образовавшегося в 1832 г. в Лейпциге известного "Союза Густава Адольфа", целью которого является помощь разбросанным по разным странам мира протестантам.

ПОЛОЖЕНИЕ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
В католической церкви до конца XIX века мы не наблюдаем того, что является характерным для протестантизма этого времени, а именно -"внутренней миссии" и диаконии. Лишь в 1889 г. в католической церкви образовался так называемый "Союз благочестия", который посвятил себя делам любви и милосердия.
В католической церкви XIX века мы наблюдаем другие явления, без которых нам в современном положении этой церкви многое было бы трудно понять.
Наполеон Бонапарт, совершенно равнодушный к религии человек сыграл большую роль в развитии не только протестантизма, но он оказал влияние и на католицизм.
Французская революция нанесла католической церкви сокрушительные удары. Были закрыты многие церкви и монастыри, изымалось церковное имущество, многие из духовенства были преданы казни на гильотине. Папа потерял большую часть своего церковного государства, а в 1798 г. от него потребовали ухода с папского престола. Тогдашний папа Пий VI был арестован, и на его просьбу - дать ему возможность умереть в Риме - французский генерал Бертье ответил сухо: "Умереть вы можете везде!" Через год 82-летний Пий умер в крепости во Франции.
Папа Пий VII
Но вот Наполеон объявляет себя императором Франции, и с этого дня начинается его заигрывание с католической церковью. Ему нужна сильная, сплоченная церковь Франции, и религия должна ему помочь в достижении его целей. Он заключает с новым папой, Пием VII, конкордат и добивается того, что папа приезжает в Париж для его коронации. Наполеон оказывает ему самый пышный прием и возлагает ему на голову тиару, украшенную 2600 бриллиантами. Как уже было сказано, 2 декабря 1804 г., папа совершил помазание Наполеона, но императорскую корону Наполеон надел на себя сам.
Самодержавие Наполеона распространялось не только на область политики; он хозяйничал и внутри церкви. Он самовластно установил церковные праздники и занялся даже выработкой катехизиса, обязательного для всей католической церкви Франции.
В этом катехизисе были, между прочим, слова: "Христиане должны оказывать любовь, послушание, уважение и верность своим князьям, и особенно, нашему императору Наполеону. Оказывать честь и служение нашему императору то же самое, что оказывать честь и служение Господу Богу". В ответ на такой катехизис Наполеона папа заявил решительный протест, результатом которого были немедленное занятие Рима и арест папы. Около пяти лет папа был пленником Наполеона. Лишь после падения Наполеона папа в 1814 г. возвращается в Рим. С этого времени начинается восстановление папской власти.
Если в протестантизме владычество Наполеона и ужасы его войн привели к расцвету"внутренней миссии" и "диаконии", то в католицизме ответом на них были такие церковные мероприятия, которые сильно напоминали времена средневековья.
Через полгода после возвращения папы в Рим был восстановлен орден иезуитов. Этот шаг папа обосновал "настойчивыми просьбами всего христианского мира". Были введены в действие папские буллы и в некоторых случаях даже инквизиция, далее известный "индекс" запрещенных книг и строжайшая папская цензура. Возникавшие в то время всюду библейские общества осуждались папой, как "чума времени". Папа Григорий XVI, занимавший престол с 1831 по 1846 год, оказался ярым противником всякого культурного прогресса. Он даже не разрешил провести по территории Ватикана железную дорогу, но зато он ввел поклонение "святому хитону", которое привлекло миллионы паломников.
Преемником Григория XVI был папа Пий IX, пробывший на папском престоле целых тридцать лет. Он был полной противоположностью Григория XVI. Это был, в полном смысле слова, "либеральный" папа. Он освободил всех осужденных оппозиционеров папского престола и содействовал развитию самой широкой деятельности церкви в области диаконии, то есть служения делу любви и милосердия.
Но либеральной его церковная деятельность была только вначале. Борцы за свободу Италии отправили его в ссылку на два года, из которой он вернулся решительным реакционером, отбросившим все свои прежние либеральные устремления.
В 1854 г. папа Пий IX вводит догмат о "непорочном зачатии девы Марии", то есть учение о ненаследовании девой Марией первородного греха. Кто не соглашался с этим догматом, объявлялся вне единства с церковью.
Этот же папа Пий IX созвал в декабре 1869 г. известный в истории католицизма "Ватиканский собор", заседавший в Риме, в Ватикане, в правом крыле собора Петра, где по преданию находится могила апостола. В этом Ватиканском соборе приняло участие 760 католических руководителей со всех концов мира.
Давно уже ходили слухи, что Ватикан готовит введение нового догмата, и вот на Первом Ватиканском соборе эти слухи оправдались: было объявлено о введении в католической церкви нового догмата - догмата о ""непогрешимости папы"". Собор превратился в кипящий котел - одни участники собора стояли за принятие нового догмата, другие были против. Немецкие епископы пали на колени перед папой, прося его отказаться от введения нового догмата. Но все оказалось напрасным, и 18 июля 1870 г. на последнем заседании этого Первого Ватиканского собора, двадцатого по счету, догмат о ""непогрешимости папы"" в вопросах веры был принят. Все же несогласные с этим догматом подлежали анафеме, и вскоре 18 тысяч немецких католиков, поднявших протест против нового догмата, были отлучены от церкви.
Догмат о "непогрешимости папы" привел к расколу внутри католической церкви: от нее отошли так называемые "Старокатолики" и образовали свою самостоятельную церковь.

КАК ЖЕ ОБРАЗОВАЛСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ВАТИКАН?
Через два месяца после принятия догмата о "непогрешимости папы" итальянские войска заняли Рим, который был центром папского государства, и объявили его столицей объединенной Италии. Впервые после 330 г. Рим стал снова столицей всей Италии. Папское государство было повержено в прах, а папе был предоставлен для места пребывания Ватикан с собором Петра, а также виллой "Кастел Гандольфо". Все, что помимо этого ему раньше принадлежало, было у него отобрано.
Надо сказать, что до 1929 г. папы настойчиво отказывались от признания такого своего положения, и только после заключения папой Пием XI с Муссолини так называемого "Латеранского договора" обе стороны признали город Ватикан, размером в 44 гектара, самостоятельной территорией папы. В это же время была проведена в Ватикан железная дорога, соединяющая его с остальной частью мира.

ИОГАНН ГЕРГАРД ОНКЕН
Иоганн Гергард Онкен
Когда мы описывали историю христианства XVII века, мы сказали о рождении современного баптизма в Англии. Но между рождением баптизма в Англии и рождением баптизма на континенте Европы прошло 225 лет.
Рождение баптизма на континенте Европы связано в значительной мере с немецким баптистом Иоганном Гергардом Онкеном. Говоря так, мы не должны забывать об анабаптистах XVI века, особенно о Валтасаре Губмайере и швейцарских "братьях", которые мало отличались от современных баптистов. Но все же это было время анабаптизма, а современный баптизм на континенте Европы ведет начало с 30-х годов девятнадцатого века.
Онкен родился в 1800 г. в городе Вареле в Германии. О его детских годах известно только то, что он был воспитан в учении лютеранской церкви и был конфирмирован в 13-летнем возрасте. Вскоре, после конфирмации он встретился с одним шотландским купцом, который предложил ему поехать с ним в Шотландию. На Британских островах Онкен провел десять лет, и эти десять лет имели громадные духовные последствия не только для самого Онкена, но и для всей Европы. Они изменили все направление его жизни и сделали его евангелистом и строителем церквей, какого Европа еще не знала.
Приехав в 1813 году в город Лейт, мальчик Онкен скоро очутился в атмосфере шотландского пресвитерианства, но она не оказала на мальчика большого духовного влияния. Обращение ко Христу он пережил после того, как переехал в Лондон, где познакомился с английскими индепендентами или конгрегационалистами, т.е. независимыми, которые произвели на юношу Онкена глубокое впечатление. Непосредственным толчком к его обращению ко Христу послужила проповедь в одном из методистских молитвенных домов на слова Послания к Римлянам 8,1.
После своего обращена ко Христу Онкен решил посвятить себя делу благовестия в своей родной стране, то есть в Германии.
В 1823 году он вернулся на родину и поселился в Гамбурге. Его проповеди привлекали великое множество слушателей и встревожили местное духовенство. Изучая глубже Священное Писание, Онкен стал задумываться над вопросом о правильности крещения младенцев. Сомнения в этом вопросе привели к тому, что Онкен уже свое первое дитя оставил без крещения, а затем последовал и второй шаг: он стал провозвестником крещения по вере.
В Германии не было ни одного крещенного по вере, и Онкену пришлось обратиться с просьбой о помощи сперва к баптистам Шотландии, а потом к баптистам Англии, но от тех и других ему был дан совет - либо крестить самого себя, как это сделал английский баптист Джон Смит, или приехать в Англию и там получить крещение. Онкен не решился сделать ни того, ни другого, но о его желании принять крещение по вере узнали баптисты Америки, и профессор Гамильтонского колледжа Сирс, приехавший в Германию в 1834 году, преподал Онкену крещение, которого он так давно ожидал.
22 апреля 1834 г. Онкен, его жена и пятеро других верующих были крещены Сирсом в реке Эльбе. На другой день эта маленькая группа, крещенных по вере в Гамбурге, была организована Сирсом в церковь баптистов, и Онкен стал ее пастором. Так начиналось баптистское движение на континенте Европы.
Вскоре Онкен приобрел двух усерднейших помощников в лице Юлиуса Кебнера и Готфрида Лемана и они составили известный "клеверный листок" по насаждению баптистских церквей в странах континентальной Европы. Из своей колыбели в Гамбурге баптизм начал распространяться по всей Германии, встречая вражду и ненависть, как со стороны лютеран и католиков, так и со стороны властей.
В 1849 г. Онкен организует начало исторической баптистской семинарии в Гамбурге, которая долгие годы была центром богословского образования для баптистов Европейского континента.
Издание баптистской литературы в Германии сосредоточилось в "Издательстве И. Г. Онкена", находящемся в г. Касселе и основанном не без влияния Онкена, знавшего по опыту силу печатного слова. Онкен был деятелем широкого диапазона, и чуть ли не с первых дней своей деятельности он видел уже великую семью европейских баптистов. Через пять лет после рождения баптистской церкви в Гамбурге он направился в Данию, в Копенгаген, где крестил одиннадцать человек, образовав из них первую баптистскую церковь в Дании.
Под руководством Онкена развитие баптизма на континенте Европы шло одновременно внутри Германии и в других странах. Шествие баптистской колесницы по континенту Европы шло в следующем порядке: Германия (с 1834 г.), Дания (с 1839 г.), Голландия (с 1845 г.), Австрия (с 1847 г.), Швейцария (с 1847 г.), Швеция (с 1848 г.), Франция (с 1850 г.), Норвегия (с 1857 г.), Польша (с 1858 г.), Румыния (с 1862 г.), Венгрия (с 1865 г.). Россия (с 1867 г.), Испания (с 1869 г.), Италия (с 1871 г.), Чехословакия (с 1877 г.), Югославия (с 1880 г.), Болгария (с 1880 г.).
Иоганн Гергард Онкен умер 2 января 1884 года.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ДЕНОМИНАЦИЙ

РОЖДЕНИЕ АДВЕНТИСТОВ

Вильям Миллер

Адвентистов характеризует вера в самое близкое пришествие Христа.
Название "адвентисты" происходит от латинского слова "адвентус", что значит "пришествие". Отцом адвентистского движения является Вильям Миллер. Он родился в 1782 г. в США, в штате Массачусете, в семье фермера. Родители его были баптисты.
В возрасте 34 лет Вильям Миллер пережил в своей душе решительный поворот к Богу, и с этого времени он начал усердно исследовать Писание. Особенное внимание он уделял изучению книги Даниила и книги Откровения. Изучая эти книги, он пришел к убеждению, что Христос придет скоро, чтобы воздвигнуть 1000-летнее царство. Изучение этих книг побудило его также вычислить время пришествия Христа.
Исходя из Дан. 8,14 и многих исчислений, Миллер пришел к выводу, что Христос придет 21 марта 1843 года. Он начал устно и письменно возвещать об этой дате пришествия Христа и приобрел великое множество последователей. Началась подготовка к дню пришествия Христа. Многие раздавали свое имущество, чтобы ничто земное не тяготило их. И вот пришел долгожданный день - 21 марта 1843 г., который оказался самым обычным днем. Разочарование разделявших мнение Вильяма Миллера было весьма горьким, и многие из них повернулись спиной к адвентистскому движению. Миллер прекратил свои исчисления, но у него нашлись ученики, которые продолжали его дело исчисления точной даты пришествия Христа.
В 1845 году Миллер и многие из его последователей были исключены из баптистских церквей, в которых они еще состояли членами. Миллер приступил к организации своих адвентистских общин, - так родилось в XIX веке адвентистское движение. Самой большой и влиятельной ветвью адвентизма являются адвентисты седьмого дня.
Празднование субботы, вместо воскресного дня, было в обычае многих баптистских церквей того времени, и сегодня общины "баптистов седьмого дня" входят во Всемирный Союз баптистов.
В 1844 г. одна баптистка седьмого дня перешла к адвентистам и начала в одной небольшой адвентистской общине проповедовать празднование субботы вместо воскресенья.
Бывший капитан Джозеф Бате воспринял учение баптистов седьмого дня о субботе и выпустил в 1846 г. свою книгу, озаглавленную: "Седьмой день - суббота - знамение вечное". Эта книга оказала весьма большое влияние на все адвентистское движение.
Самой усердной адвентистской седьмого дня стала Эллен Уайт. Она говорила и писала о многих своих необычных видениях и откровениях, между прочим, она будто бы получила откровение, что вычисленная Вильямом Миллером точная дата пришествия Христа в 1843 г. была правильной, но Христос не пришел из-за великого греха христиан, который заключается в несоблюдении седьмого дня, то есть субботы.
Эллен Уайт рассказывает о таком своем видении: 3 апреля 1847 года ей был показан золотой ковчег с 10 заповедями на двух каменных скрижалях, и от четвертой заповеди - "помни день субботний" - исходил особо яркий свет.
Нет сомнения в том, что Эллен Уайт надо считать духовной руководительницей всего движения адвентистов седьмого дня. Она написала множество книг и статей и совершила много путешествий по разным странам. Умерла она в 1915 г.
В 1863 г. адвентисты седьмого дня объединились в союз, именуемый "Обществом адвентистов седьмого дня".

РОЖДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ИНТЕРКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Армия спасения
Девятнадцатый век в истории христианства характерен рождением многих международных и интерконфессиональных организаций.
Мы упомянем следующие из них: "Армия Спасения", "Евангельский Альянс", "Христианское Студенческое движение", "Христианская Ассоциация молодых людей", "Христианская Ассоциация молодых женщин", "Союз решительного христианства", "Международный Союз библейского чтения", "Всемирная Ассоциация воскресных школ", "Всемирная Лютеранская федерация", "Всемирный Реформатский Союз", "Общество адвентистов седьмого дня" и другие.

РОЖДЕНИЕ "ХРИСТИАНСКОЙ НАУКИ"
Мэри Бекер Эдди
Основательницей "Христианской науки" была Мэри Бекер, известная больше под именем Мэри Бекер Эдди. Она родилась в 1821 г. в США, в штате Нью-Гемпшир.
Мэри Бекер страдала долгие годы нервным расстройством, причем болезнь ее прогрессировала и причиняла ей большие неприятности. Не помогали ей ни лучшие врачи-специалисты, ни самые разнообразные медицинские средства. Но вот она узнала о бывшем часовых дел мастере - Финеасе Квимби, который, не будучи врачом, лечил больных внушением, причем не без успеха. Метод его лечения заключался просто в том, что он отрицал у каждого больного болезнь и называл ее воображением и иллюзией больного.
К этому Квимби и обратилась Мэри Бекер со своей болезнью. Метод Квимби помог ей, и она освободилась от своих мучительных страданий. Через неделю она была уже вполне трудоспособной. С этого времени она становится усердной ученицей Квимби и сторонницей его метода лечения.
1 февраля 1866 г. в жизни Мэри Бекер произошло одно событие, которое имело для нее огромное значение, этот день стали считать днем рождения "Христианской науки". Дело в том, что в этот день она упала на льду и потеряла сознание. Через три дня после этого несчастного случая, лежа в постели, она взяла в руки Библию, и когда читала о том, как Христос исцелил расслабленного, ей показалось, что Сам Бог говорит ей: "Дочь моя, встань и ходи". Она тотчас встала, оделась и пошла.
После своего выздоровления Мэри Бекер занялась изучением гомеопатического метода лечения и стала все больше убеждаться, что гомеопатия является последним звеном в цепи вещественных лекарств.
В результате своих занятий в области гомеопатии она стала учить, что в лекарствах нет целительной силы. К этому выводу она пришла, когда с помощью гомеопатических лекарств, настолько разбавленных, что от самого лекарства почти уже ничего не осталось, был излечен один больной тифом. Из этого случая Мэри Бекер и сделала вывод, что помогает не само лекарство, а вера больного в него.
К этому же выводу пришла она и через изучение Библии, особенно, когда она обратила внимание на тот факт, что Христос при врачевании больных не пользовался лекарствами. Очень важным было для нас также обетование Христа, что верующие в Него будут совершать те же знамения.
И вот на основании, с одной стороны, изучения гомеопатического способа лечения, а с другой, - исследования Библии, Мэри Бекер пришла к твердому убеждению, что во всех случаях возможно исцеление любой болезни без применения каких бы то ни было лекарств и только верою больного.
Придя к такому убеждению, Мэри Бекер поставила перед собой задачу - широко распространить, где только возможно, свое учение об исцелении от всех болезней "духовным путем" без всяких лекарств. Она открыла в 1870 году школу для обучения способа духовного лечения больных, а в 1875 г. выпустила свой главный труд - большой учебник под названием "Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию".
В 1878 г. она переехала в город Бостон и здесь открыла школу для изучения духовного способа лечения - так называемый "Массачусетский метафизический колледж".
В 1892 г. Мэри Бекер Эдди организовала первую общину из своих последователей, назвав ее "церковью христианских сциентистов". За этой общиной последовала организация других общин, и была создана так называемая "Ассоциация христианских сциентистов". Так родилась "Христианская наука". Мэри Бекер Эдди умерла в Бостоне 3 декабря 1910 г.

РОЖДЕНИЕ "НОВОАПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ"
Новоапостольская церковь (Киев)
Основателем "Новоапостольской церкви" был известный в истории христианства проповедник Эдвард Ирвинг. Он родился в Южной Шотландии 4 августа 1792 г., изучал богословие в Эдинбурге, а в 1819 г. в Глазгове стал помощником проповедника д-ра Томаса Чальмерса - известного основателя шотландской Свободной церкви.
Ирвинг, несмотря на свои пламенные проповеди, не имел в Глазгове успеха и был рад, когда в 1821 г. был приглашен на служение проповедника в Лондон. Здесь своими блестящими проповедями он приобрел большой авторитет. Но необходимо особенно отметить, что он был убежден в скором конце мира и считал, что он призван быть пророком для своего народа. Вот почему в своих проповедях Ирвинг обрушивался на "вавилонскую" испорченность церкви, проповедовал скорое пришествие Христа.
В Лондоне Ирвинг примкнул к "пророческой школе" богатого банкира Друммонда, которая занималась эсхатологическими вопросами, то есть последними событиями в истории мира, и особенно вопросом о скором пришествии Христа. Если руководительница адвентистского движения Эллен Уайт говорила, что Христос переносит Свое пришествие из-за греха церкви в неисполнении субботнего дня, то Ирвинг учил, что Христос пришел бы давно, если бы церковь соблюдала 11-й стих четвертой главы Послания к Ефесянам - о пяти видах служителей в церкви: апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей.
В это же время в Шотландии проповедник Кэмпбелл положил начало движению, подобному движению Ирвинга в Англии. Движение, начатое Кэмпбеллом, стало проповедовать необходимость новой пятидесятницы. Последователи Кэмпбелла взывали горячо к Богу о новом излиянии Святого Духа, а также о ниспослании Его даров. И вот 21 марта 1830 г. в деревушке Ферникерри в Шотландии одна портниха получила дар иных языков, а в семье одного плотника стали появляться необыкновенные исцеления.
Движение "Новоапостольской церкви" быстро развивалось. Появлялись все новые группы ее последователей, и их особыми признаками были иные языки, исцеления больных и пророчества. Все эти явления не одобрялись Англиканской церковью, и Ирвинг был лишен ею права духовного служения. Это произошло в 1883 г. Последствием этого было то, что Ирвинг образовал самостоятельную церковь.
Исключение Ирвинга из Англиканской церкви сильно подорвало его авторитет среди верующих. Руководство движения "Новоапостольской церкви" все больше ускользало из его рук и вскоре перешло к Теплину, который был "пророком" в этой церкви и пользовался большим влиянием. 31 октября 1832 г. он провозгласил Джона Карделла первым "апостолом" новой церкви. Карделл, со своей стороны, рукоположил Вильяма Кэрда на "евангелиста", Друммонда - на "ангела" или пастыря, также и Ирвинга - на "ангела" его церкви в Лондоне.
Ирвинг был этим очень огорчен, но был вынужден подчиниться "апостольскому" авторитету Карделла. Во время посещения Шотландии Ирвинг умер 5 декабря 1834 г. в Эдинбурге. Новоапостольская церковь и после смерти Ирвинга непрестанно расширяла свои шатры. В 1834 г она имела пять апостолов, а в следующем году число их возросло уже до двенадцати.
Теперь, при полном числе "апостолов", Новоапостольская церковь решила приступить к своей мировой миссии. Весь мир был поделен на двенадцать районов, и каждый из 12 апостолов получил свой район. С великой ревностью "апостолы" приступили к своей работе.
Таким путем общины Новоапостольской церкви были насаждены в Америке, Голландии, Дании, Германии, Италии и Франции, и движение приняло мировой характер.

ВОПРОСЫ К УРОКУ

26

Абонентский номер   

Ф.И.О.      E-mail

Здесь нужно отметить правильные ответы, например:
Вопрос 3) А Б В Г
ВНИМАНИЕ! На каждый вопрос может быть один,
несколько или ни одного варианта правильного ответа!


1. Ангелы - это…
а) телесные существа;
б) духовные существа;
в) миф, придуманный людьми;
г) иногда люди, а иногда духи.


А
Б
В
Г

2. Демоны - это…
а) самые лучшие ангелы;
б) среднее между ангелами и людьми;
в) ангелы с очень длинными крыльями;
г) падшие ангелы.


А
Б
В
Г
3. Что не применимо к ангелам?
а) не способны думать;
б) способны думать только в исключительных случаях;
в) обладают способностью думать и выбирать;
г) (б) и (в).


А
Б
В
Г

4. Ангелы сотворены, чтобы…
а) пугать верующих;
б) помогать верующим;
в) служить Богу, а не помогать верующим;
г) все вышеперечисленное.


А
Б
В
Г

5. Библия говорит, что…
а) половина ангелов была сотворена плохими;
б) все ангелы были сотворены хорошими, а потом они стали плохими;
в) изначально все ангелы были хорошими;
г) ангелы не могут быть плохими.


А
Б
В
Г

Вопросы по чтению Библии:

6. Что говорится в Послании к Евреям о Ное?
а) что он бежал из Содома и Гоморры;
б) что он построил ковчег, поверив Богу;
в) что он был вознесен живым на небо.


А
Б
В

7. В какой главе Послания к Евреям говорится о Мелхиседеке?
а) в 5;
б) в 10;
в) в 7;
г) в 4.


А
Б
В
Г

Вопросы по истории христианства:

8. Какова цель создания "домов диаконисс"?
а) обучение будущих пасторов среди женщин;
б) проведение богослужений;
в) дать женщине равные права с мужчинами;
г) подготовить христианок для служения


А
Б
В
Г

9. Чем обосновывалось восстановление ордена иезуитов?
а) большим ростом членов церкви;
б) возродить практическое христианство;
в) дать христианам больше свободы;
г) "настойчивыми просьбами всего христианского мира".

А
Б
В
Г

Ваше мнение по этому вопросу
Вопрос под этим заголовком является факультативным, и ответ на него не является обязательным. Но нас очень интересует Ваш ответ на этот вопрос. Вы можете откровенно высказать свое мнение. Ваш ответ поможет нам лучше понять Вас и познакомиться с Вами как с личностью. Он также окажет помощь в оценке общей эффективности урока.

Зачем существуют ангелы?


Пожалуйста, просмотрите экзаменационную работу, чтобы убедиться, что вы ответили на все вопросы. Вышлите экзаменационную работу нам для проверки.

!!!После отправки ждите, не закрывайте страницу до появления оповещения о успешной отправке!!!

 

Компьютерная Библия
Вы можете бесплатно получить эллектронный вариант Библии
ЗДЕСЬ

Написать нам