Урок №1

МОЛИТВА - РАЗГОВОР С БОГОМ

Введение

Возможно, вы не раз пытались читать Библию - Святое Божие Писание. Вероятно, вы открыли первую страницу и прочитали несколько строк из родословной Иисуса Христа. Поняли ли вы что-нибудь? Скорее всего - нет.
Возможно, вы много раз читали Библию и хорошо знаете ее. Но все ли вам понятно?
Нам трудно и даже невозможно самим понять Библию. Но Бог хочет помочь нам в этом. Ключом к пониманию Слова Божьего является молитва. Но как и кому молиться? Богу? Деве Марии? Николаю-Угоднику? Или еще кому-нибудь? Сколько раз повторять "Отче наш..." или "Господи, помилуй"? Эти и многие другие вопросы встают перед человеком, который начинает молиться Богу.
Тем, кого постигло несчастье, или кто находится в смертельной опасности, сравнительно легко воззвать к Господу. В таких условиях люди отчаянно взывают к небу: "Пожалуйста, Господь, если Ты есть, помоги". Они не говорят, что у них мало времени, или нет веры. Они не ищут людей, которые научили бы их молиться, и не учат наизусть молитвы. Они просто молятся. И Бог слышит их простую и искреннюю молитву и отвечает на нее.
Но верно и то, что молитве нужно учиться. Однажды ученики Иисуса Христа обратились к Нему с просьбой:
"Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих" (Лук.11:1б).

Их просьба была вызвана тем, что незадолго до этого они видели как Иисус молился. Христос был Человеком молитвы, и они понимали, что именно в молитве Он черпает Свои силы. Иисус Христос рано, задолго до рассвета, вставал, чтобы предстать пред лицом Своего Небесного Отца (Мар.1:35 ). Временами Христос молился всю ночь (Лук.6:12). Он молился за Своих учеников и за всех людей в мире (Иоан.17), молился, чтобы Ему выполнить волю Бога-Отца и спасти мир от гибели Своей смертью.
Молитва Христа была Его образом жизни, а не обременительной обязанностью. И Господь хотел, чтобы Его ученики также всегда молились и не унывали (Лук.18:1-8). Он учил их молится и показывал это на примере Своей жизни. Иисус говорил им:"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Матф.7:7).
Сила наших молитв заключается в вере в то, что Бог всемогущ, в постоянстве и искренности. Просите и продолжайте просить, ищите и продолжайте искать, стучите и продолжайте стучать. И Бог обязательно услышит вас.
Бог всегда призывал верующих свободно и просто обращаться к Нему (Иер.33:3). Иисус Христос расширил эту возможность, связав молитву со Своей личностью:
"Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Иоан.15:7).
"...о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам... просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Иоан.16:23-24).Иногда нам трудно поверить в то, что наши проблемы могут быть разрешены, но Сам Бог обещал нам это, а Он не может обманывать (Тит.1:2). Если мы не верим Богу, то значит мы считаем Его лжецом (1Иоан.5:10), но Бог всегда праведен.

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА

Существует много различных неправильных представлений о молитве. Некоторые считают, что молитва - это психологическое лекарство, своеобразное самовнушение. (Медицина обратила внимание на пользу молитвы: она успокаивает смертельно больных людей, облегчает болезни и ускоряет выздоровление). Они не верят в Бога и Библию. По их мнению, молитва может оказывать магическое действие, независимо от того, произносится ли она врачом, священником или колдуном. Другие разговаривают с Богом как с некой абстрактной Высшей Силой, а не как с Личностью. И очень многие обращаются к Богу словами заученных молитв, даже не вникая в их смысл.
Такие представления не отражают того, что говорит Библия об общении с живым Богом.
Молитва - это прямое (непосредственное) общение с Богом, основанное на личных взаимоотношениях с Ним.
Господь хочет, чтобы мы обращались к Нему в молитве, и готов всегда слышать наши молитвы и отвечать на них, при соблюдении определенных условий с нашей стороны.В Библии нам даны духовные принципы обращения к Богу и условия получения ответов на наши просьбы. Молитва - это вознесение души к Богу (Пс.24:1), выражение веры и глубоких чувств благодарности, любви и смирения (Пс.5:2,3; Пс.17:7).
Молитва - это не только способ познакомить Бога с нашими нуждами и проблемами. Ведь Бог всеведущ и знает все еще до того, как мы о них попросили (Матф.6:8; Лук.12:30).
Как уже было сказано, молитва - это наше общение с Богом. А может ли общение или беседа состоять только из одних просьб?

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ МОЛИТВЫ

1. ПРОСЛАВЛЕНИЕ
"Входите во врата Его со славословием..."
- говорится нам в Псалме 99:4. Как лучше начать общение с Богом? Прославлением! "Славьте Господа", или его еврейский эквивалент "аллилуйя" очень часто встречается в Псалмах.. Иисус учил самарянку, что Бог ищет поклоняющихся Ему (Иоан.4:23).
Поклоняясь, мы славим Бога (то есть прославляем Его) в молитве не только за то, что Он делает для нас. Мы размышляем о том, каков Он есть, - Бог Сам по Себе достоин славы (Пс.110).
Славословие и поклонение - это не способ "задобрить" Бога ради получения от Него благ, а желание воздать Господу хвалу.
"Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня..." (Пс.49:23).
"Итак будем чрез Него (Христа) непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его" (Евр.13:15).Возносить хвалу - значит преклоняться пред Богом, славить, чтить, превозносить Его сердцем, разумом и устами (Пс.33:4). Вы не пробовали так делать? Попробуйте, это радостно - славить Бога. Чем больше мы познаем Бога, Его прекрасные и совершенные качества (любовь, святость, премудрость, силу, совершенство), тем с большей радостью мы сможем славить Бога.
2. БЛАГОДАРЕНИЕ
Мы не только славим Господа, но и благодарим Его, когда молимся Ему (Пс.94:2; 99:4). В каждый момент жизни наши сердца должны учиться благодарности. Разве не Бог дает пищу, воздух и солнце всему живому? Разумеется, мы работаем своими руками, добывая хлеб насущный. Но не Бог ли дает нам жизнь, и здоровье, и все необходимое, чтобы мы могли это делать?
В Евангелие записана одна история, ярко иллюстрирующая человеческую неблагодарность. Однажды Иисус исцелил десять человек, больных ужасной болезнью - проказою. Но лишь один из них после этого пришел поблагодарить Иисуса. Христос спросил:
"...не десять ли очистились? где же девять?" (Лук.17:17).
Очень хорошо, когда в молитве мы вспоминаем все доброе и хорошее, что сделал для нас Бог. За скорби также стоит благодарить Бога, ведь они часто содействуют ко благу нашему. Даже если мы не понимаем этой истины сразу, по прошествии некоторого времени мы соглашаемся с ней (Пс.72). Нам сказано:"За все благодарите" (1Фес.5:18).
Благодарное сердце все воспринимает как дар от Бога.
3. ИСПОВЕДАНИЕ
Для того, чтобы общаться с Богом, нам нужно иметь чистое сердце.
Бог, в которого мы верим, - святой и праведный. Наши грешные мысли и действия препятствуют общению с Ним и огорчают Его.
Угодить Богу без веры не просто сложно, а невозможно (Евр.11:6). Ожидаете ли вы ответ от Бога? Если нет, то лучше и не просите. Так что будем молиться с верой (Лук.7:2-10).
Для того, чтобы восстановить отношения с Богом, нам нужно исповедать грехи и верой получить прощение (1Иоан.1:9). Исповедать грехи, значит не просто рассказать о них, а увидеть их так, как видит их Бог, и раскаяться, искренне желая измениться и освободиться от грехов.
4. ХОДАТАЙСТВО
Наше внимание и сердечная забота о близких, уверенность, что молитва многое может изменить в их жизни, побуждают нас обращаться к Богу в молитве, называемой ходатайственной. Все люди, имеющие истинную веру, были ходатаями. Моисей (автор первых пяти книг Библии, вождь Израильского народа, который он вывел из Египта и привел в землю обетованную) был величайшим ходатаем пред Богом. Наш Господь Иисус Христос и сейчас продолжает ходатайствовать за нас пред Отцом Небесным (Евр.7:25; Рим.8:34). Послания апостолов, записанные в Новом Завете, полны ходатайств за церкви и отдельных людей.
Верующие люди имеют право ходатайствовать перед Господом за ближних и дальних, за друзей и врагов (1Тим.2:1-4).
Множество людей вокруг нас: больные и страждущие, родственники и знакомые, друзья и недруги нуждаются в наших молитвах о них. (Матф.5:44; Иак.5:16; Кол.4:2,3).

5 ПРОШЕНИЕ
Бог призывает нас приносить Ему в молитве все наши повседневные нужды (Матф.6:11). Но не следует ограничиваться только ими (Матф.6:25-34). Для нас необходима просьба к Богу о правильном понимании Его Слова - Библии (Пс.118:34), о возрастании в вере и любви. Обязательно нужно просить Бога сил для исполнения Его заповедей. Нам нужна помощь Божия в исполнении повседневных обязанностей и в принятии важных решений. Бог, Который знает все даже о малых птицах и о количестве волос у нас на голове, не считает, что есть маловажные вещи, о которых не стоило бы молиться (Матф.10:29-31).
Все, буквально все, приносите Богу в молитве, и верьте что получите ответ.

ДУХОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОЛИТВЫ

Следует помнить, что молитва - это чудесная возможность, данная Богом человеку.
Молитва должна соответствовать духовным принципам изложенным Богом в Библии. Наши представления о молитве часто далеки от правильных и искажены мирскими представлениями. Когда мы правильно молимся, в соответствии с истиной Божией, мы можем уверенно ожидать, что Бог ответит. Бог принимает людей со смиренным духом, а не людей с претензиями или требованиями (Пс.50:19). Гордость или высокомерие в любой форме оскорбительны для Бога. Давайте рассмотрим, какие молитвы приятны и желанны Господу.
1. МОЛИТВА ДЕТЕЙ БОЖЬИХ
Люди становятся детьми Божьими через веру в Иисуса Христа, в Его учение, смерть и воскресение (Иоан.1:12). Никаким другим образом стать дитем Божьим невозможно (Гал.3:26). Не принявшие Иисуса Христа являются детьми греха, противления и гнева (Еф.2:1-3) и поэтому не обладают правом молиться как дети Божьи.
Однако это не означает, что Бог не слышит и не отвечает тем, кто еще не стал дитем Божьим. Но делать это - право Бога.
Бог особенно прислушивается к молитвам Своих детей и подает им просимое (1Иоан.5:14-15).
Молитва должна вестись во имя Иисуса (Иоан.14:13; 15:16; 16:23-26).
"Во Имя Иисуса Христа" - это не магическая формула или заклинание, которое нужно прибавлять в конце молитвы. Это провозглашение, исповедание нашей веры, что наши новые отношения с Богом являются полностью заслугой Иисуса Христа. Молитва во имя Иисуса призывает Духа Святого управлять всем, о чем мы молимся перед Богом.
2. МОЛИТВА ВЕРЫ
Очень важно, произнося молитву, верить в то, что Бог может дать нам просимое. Если мы не верим, тогда Бог называет нас колеблющимися, сомневающимися людьми.
"Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак.1:7).
Господь Иисус Христос укорял учеников, которым из-за неверия не удалось использовать Его силу (Матф.17:17). Наши сомнения препятствуют Господу послать нам просимое и проявить силу и чудные Свои дела (Матф.17:19-20).
Господь иногда спрашивал людей, верят ли они, что Он может дать просимое. Когда люди говорили "да", Он отвечал:"По вере вашей да будет вам".
И верующие явно видели ответ на свои просьбы (Матф.9:29-30).
"Все возможно верующему", -
сказал Иисус человеку, пришедшему к Нему с просьбой об исцелении больного сына. И тогда отец мальчика воскликнул со слезами:
"...верую, Господи, помоги моему неверию" (Мар. 9:24)
Так же по вере римского сотника был исцелен его слуга. Сотник мало знал о молитве, но он поверил в Того, в Кого нужно было верить (Лук.7:2-10).
Угодить Богу без веры не просто сложно, а невозможно (Евр.11:6). Ожидаете ли вы ответ от Бога? Если нет, то лучше и не просите. Так что будем молиться с верой (Лук.7:2-10).
3. МОЛИТВА ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ
Добрая и совершенная воля Божия открывается тем, кто посвящает всего себя Ему (Рим.12:1-2). Бог отвечает нам, когда мы просим чего-либо по Его воле (1Иоан.5:14-15). Как мы можем узнать ее?
Воля Божия раскрывается в ясных обещаниях Библии, которым мы можем смело верить, в заповедях, которые Бог советует нам выполнять для нашего же блага, и в предупреждениях, которые стоит принять к сведению. Когда мы просим по воле Божией, то не остается места для эгоистичных, ненужных и даже греховных просьб и желаний (Иак.4:3).
Познание воли Божией необходимо для принятия решений во всех обстоятельствах жизни. Например: в выборе спутника жизни, места жительства, работы, отдыха, служения Господу. Желаем ли мы исполнить Его волю? (Лук.22:42) Примем ли мы Божий совет? Можем ли мы подождать решение Божие, чтобы не принимать в спешке самовольных решений? (Матф.6:33) Если да, тогда Бог будет руководить нами (Притч.3:5-6). Давайте молиться с желанием исполнить Его волю (Иоан.7:17).
4. МОЛИТВА В СМИРЕНИИ

Молитва Христа в Гефсимании
(кадр из фильма "Страсти Христовы")

Когда мы стоим в молитве перед Богом, очень важно иметь кротость и смирение пред Ним. Даже Иисус Христос, Сын Божий, истинный Бог, был кроток и смирен пред Богом Отцом во всем:
"...Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан.8:29).
Бог Сам говорит нам, что Он живет "с сокрушенными и смиренными духом"

ОТВЕТ НА МОЛИТВУ

 

Всегда ли Бог отвечает на наши молитвы?
Только в том случае, если мы молимся по Его воле.
Молитва по воле Божией____
 
_Молитва не по воле Божией

 

Но мы должны знать, что ответ Бога приходит к нам различными путями.
Можно выделить четыре пути Божьего ответа: прямой ответ, отложенный ответ, другой ответ, отрицательный ответ. К этим четырем можно еще добавить ответы-наказания на просьбы, которые было бы лучше не высказывать.
1. ПРЯМОЙ ОТВЕТ
Человек получает ясный и четкий ответ от Бога - его просьба услышана и Бог послал просимое. Пример такого ответа - освобождение Петра из тюрьмы по молитве церкви (Деян.12:5-11). Или молитва Илии Богу, по которой небеса сначала закрылись, и началась засуха, а потом раскрылись, и пошел дождь (Иак.5:17-18). Псалмопевец Давид радовался, что Бог прямо отвечает на молитвы (Пс.114:1-2).
Бог может отвечать через Библию, людей, жизненные обстоятельства.
2. ОТЛОЖЕННЫЙ ОТВЕТ
Человек понимает, что Бог услышал его молитву, но необходимо время и терпение, чтобы получить просимое. Примеры такого ответа - просьбы миллионов верующих о возвращении Иисуса Христа (Откр.22:20). Время еще не пришло. Мария и Марфа, как об этом повествует нам Евангелие, просили Христа поторопиться, чтобы исцелить брата. Но Иисус задержался и пришел только после смерти Лазаря (Иоан.11:3-6; 14-15). Но этим самым Христос получил возможность сотворить более великое чудо, воскресив человека из мертвых. Иногда бывает очень нелегко ждать ответа от Господа, но это окупается сторицей (Пс.36:7; 68:3). Таким образом Бог учит нас терпению.
3. ДРУГОЙ ОТВЕТ
Для нашего же блага Бог может ответить по-другому, а не так, как мы ожидаем. Господь не извлек "жало" из плоти Павла по его просьбе, не дал ему исцеления от болезни, но дал ему особую Божественную благодать (2Кор.12:7-9). В Гефсиманском саду Иисус в молитве просил:
"...если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Матф. 26:39).
И Отец Небесный в ответ спас миллионы погибающих людей через кровь и смерть Своего Сына.
4. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Иногда Бог отвечает отказом на нашу просьбу, высказанную в молитве. Ученики предполагали, что огонь с небес сожжет селение самарян, не принявших их, когда они попросили об этом Христа (Лук.9:54). Однако Господь не выполнил их просьбу. Ведь Он пришел, чтобы спасти их, а не уничтожить.
5. ОТВЕТ - НАКАЗАНИЕ
То, что Бог может удовлетворить нашу просьбу и в то же самое время наказать нас, должно вызывать в нас больше желания следовать Его воле в молитвах и принимать Божие наказание как средство очищения и исправления (Пс.105:15).
Как не странно, Божие наказание - хороший знак для нас. Значит Бог не забыл нас и работает над нами (Евр.12:6).

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ МОЛИТВЫ

1. Когда мы молимся, Божья сила наполняет нас. Сила для борьбы с грехом и сатаной, для делания добра и исполнения заповедей Божьих. Сила Божия для жизни в святости и чистоте. Сила духа Божия для свидетельства окружающим о любви и спасении в Иисусе Христе (Ис.40:31).
2. Духовная святость - это удел тех, кто молится, следуя призыву Господа:
"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Матф.26:41).
Таким образом мы защищаемся от нападок сатаны.
3. Духовное влияние нашей жизни на жизнь других появляется, когда мы молимся Богу об этом (Деян.4:29-31) и ищем божественной мудрости для общения с людьми, отвергающими Его (Деян.6:10). Не следует забывать, что людям свойственно более обращать внимание на нашу жизнь, чем на слова.
4. Духовное общение с Богом в молитве позволяет нам увидеть себя и окружающий мир таким, как видит его Бог, и возрастать в познании Его путей и действий (Деян.10:9-35).
5. Духовное просветление или откровение приходит, когда мы просим Его открыть наши глаза для понимания Его Слова - Библии (Пс.118:18) и путей, которыми мы должны ходить (Пс.118:105).
Помните о том, что Бог обладает вечной жизнью, безграничной мудростью, великой любовью и непревзойденной силой. И это все Бог может дать нам при общении с Ним."... по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19).
"...невозможное человекам, возможно Богу" (Лук.18:27).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ


Каждый из евангелистов, написавших свое Евангелие, - Матфей, Марк, Лука и Иоанн - писали, имея в виду конкретную цель и особую аудиторию. Матфей прежде всего обращался к евреям и потому говорил о Христе, как об обещанном Богом Мессии, как о Помазаннике Божьем, как об их долгожданном царе Иудейском. Марк писал, обращаясь к римлянам, и говорил о Христе, как о Слуге Божьем. Лука писал, обращаясь к людям эллинистской культуры, и в его описаниях подчеркивалось, что Христос - Сын Человеческий. И, наконец, Иоанн, который писал, обращаясь ко всему человечеству, в своем описании подчеркивал, что Христос - Сын Божий. Поэтому полное представление о земной жизни Иисуса Христа дает только изучение всех четырех Евангелий.
В этом курсе занятий вам предлагается прочитать четыре Евангелия и Деяния Апостолов.
Сегодня прочитайте, пожалуйста:
Ев. от Матфея 1 - 4:11;
Ев. от Марка 1 - 1:13;
Ев. от Луки 1 - 4:13;
Ев. от Иоанна 1 - 4:54.

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

Феофил
Феофил (любящий Бога) - одно из замечательнейших лиц из христиан греческого происхождения, для которого, как для своего особенного друга и патрона, евангелист Лука написал свое Евангелие и книгу Деяние Святых Апостолов. Обращение "достопочтенный" несомненно указывает на его высокое общественное положение.

Ирод Великий
Ирод Великий
Ирод Великий, царь Палестины, второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеи в 47 г. до Р. Хр. Пятнадцатилетним мальчиком он был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41г. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовластником над Иудеей.
В 40 году он был назначен царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев в 37 г. до Р. Хр. он принял сторону Октавиана, за что и был пожалован Трахонитской областью и Панеасом.
Этот Ирод, который, неизвестно по какой причине, назван в истории Великим, был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшимся западным образованием. Перестройкой и украшением храма, основанием или расширением городов, Ирод стремился снискать расположение народа. Но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, когда он, по римскому образцу, ввел игры и построил театр и ристалище (беговой круг) в Иерусалиме. Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с ее двумя сыновьями - Александром и Аристовулом. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра. Когда Ирод почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился: "чтобы он не умер неоплаканным". Обещание это все же не было исполнено. "Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном", - сказал кесарь Август об Ироде.

 

Иудея
Иудея: или страна (земля) Иудейская - это название в Новом Завете обозначает всю Палестину, владения колена Иуды и Иудейских царей, или часть Палестины, на противоположной стороне от Самарии и Галилеи.
Иудея, более чем какая другая часть Палестины, заслуживает название «нагорной страны». Возвышенности спускались террасами и были покрыты виноградом, маслинами, смоковницами и т.д.

 

Священник Авиевой Чреды
Священник из потомков Аарона, глава одной из 24 черед или очередей. Захария, отец Иоанна Крестителя, был из чреды Авиевой. Каждый прямой потомок Аарона становился священником по наследству. Это означало, что для служения в храме было слишком много священников. Поэтому они были разделены на двадцать четыре чреды. Лишь на Пасху, Пятидесятницу и на праздник Кущей служили все священники. В остальное время года, каждая чреда служила два раза по одной неделе. Священники, любившие свое призвание, с нетерпением ожидали прихода этой недели службы: она была особенным моментом их жизни.
Священник мог жениться лишь на женщине с чисто иудейской родословной. Особенно похвально было иметь жену из рода Аарона, какой была Елисавета, жена Захарии. Всего священников было около двадцати тысяч. Каждая чреда состояла приблизительно из тысячи священников. Внутри чреды обязанности распределялись по жребию. Утром и вечером каждого дня приносились жертвы от всего народа: жертва всесожжения - однолетний агнец вместе с хлебным приношением, и жертва возлияния, состоящей из вина. Перед утренней и вечерней жертвой возжигали фимиам на жертвеннике каждения, как благоухание, приятное Богу. Некоторым так и не доводилось принести жертву каждения, но если посчастливилось, тот день становился величайшим днем в жизни священника; о нем он мечтал, его он страстно ожидал. Жребий выпал Захарии и он, несомненно, был потрясен до глубины души.

 

Ангелы

Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду

Ангелы ("вестники"). Они названы "служебными духами", и отличаются от людей, природное естество которых Библия определяет словом "плоть". Их естество духовное. Они ближе к Богу, Который есть Дух. На этом основании они называются также "сынами Божьими" и "святыми".
Однако они могут обладать и телом, только высшего порядка, чем наша, и делаться видимыми. Христос сравнивает наше тело по воскресении из мертвых с их телами. Писание говорит о них как о сильных и величественных.
Среди бесчисленных сонмов Ангелов есть строгая иерархия и чины: престолы, господства, начальства и власти. Высшие ангелы - херувимы и серафимы. Один из самых главных ангелов - Гавриил. Имя Гавриил означает Сила Божья.
Ангел Господень говорит с людьми так, как если бы говорил Сам Бог. Задача Ангелов состоит в служении Богу и, по Его поручению, людям. Они славят Бога и выполняют Его повеления.


Сикера
Сикера - т.е. крепкие напитки, искусственно приготовленные из фиников или ячменя и других плодов.


Илия
Илия "фесвитянин, из жителей Галаадских", пророк Господа в Израиле (3Цар.17:1). Мы ничего не знаем о его родителях и о прежней жизни. Неизвестный раньше, он, вдруг появляется перед Ахавом и Иезавелью, обличая их в грехе и говоря о наказании от Бога. По повелению Господню, он скрылся у потока Хорафа, где вороны приносили ему пропитание. После того, как поток высох, он пошел в Сарепту Сидонскую, где чудо доставило ему пропитание. Он исцелил сына своей хозяйки, возвратив ему жизнь. Затем он выступил перед Ахавом и перед многочисленной толпой израильтян на горе Кармил. Там он просил Бога послать ему на жертвенник огонь. В ответ на молитву огонь ниспал с неба и сжег все, что было сделано для жертвоприношения. По его же молитве пошел обильный дождь после трехлетней засухи. Испытывая упадок духа из-за непослушания народа Богу и будучи гоним, Илия бежал в пустыню. Но Бог, через ангела, утешил его и дал ему силу. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила царем над Сирией и Ииуя - царем над Израилем. Илия также призвал Елисея на пророческое служение. Через некоторое время он опять обличил Ахава и Иезавель за их поступок с Навуфеем. Он предсказал смерть Охозии и низвел огонь на двух начальников с 50 воинами, посланных, чтобы схватить его.

Илия на огненной колеснице.

Извещенный о том, что он скоро будет взят от земли, он вместе с Елисеем посетил пророческие школы, разделил реку Иордан, перешел через нее и был взят на огненной колеснице на небо.Свою верхнюю одежду, служение и благословение он оставил Елисею.
Илия, как чрезвычайный посланник Бога, вместе с Моисеем, является представителем закона и пророков (Малах.4). Вместе с Моисеем он удостоился быть свидетелем (Матф.17:3). Однако он, сильный в своей молитве, руководимый и сохраняемый Богом, прославленный взятием живым на небо, был такой же человек, как и всякий верующий в Христа (Иак.5:17).
Перед пришествием Мессии, как сказано у Мал.4:5, пророк Илия должен был прийти и приготовить Ему путь (Лук.1:17). В Иоанне Крестителе, говорит Христос, это пророчество исполнилось (Матф.11:14; 17:12; Мар.9:13); ибо он пришел в духе и силе Илии.

 

 

 

 

Видение
Бог часто открывает Свою волю в видениях, являясь пророкам и людям в виде голоса с неба, в образе ангелов и людей. Иногда не понятно их значение. Все видения проверяются на согласование с откровением Бога - Библией, так как сатана тоже пользуется видениями в своих коварных целях.

Галилея
Галилея (от евр. слова "галиил", т.е. кольцо, округ) - область в Палестине. Сначала это название обозначало небольшое пространство около Кедеса на горе Неффалимовой (И.Нав.20:7), где были расположены те 10 городов, которые Соломон отдал Хираму, царю Тирскому (3Цар.9:11). Пророк Исаия называет эту страну "Галилеей языческой" (Ис.9:11), так как в ней жило много язычников, потому, что колено Ассирово не владело берегом моря и оставило его таким образом для финикиян. Кроме того, там проходили большие торговые дороги "путь приморский" (Матф.4:15). Феглаффелласар, вместо выселенных им израильтян, поселил там язычников (4Цар.15:29). Чужеземцы постепенно распространялись там больше и больше, оставляя за новыми местами поселения старое название. Таким образом, Галилея сделалась одной из самых крупных провинций
Палестины, включая в себя уделы 4 колен: Иссахарова, Неффалимова, Завулонова и Асирова.

Галилея, Тивериадское озеро..

Область разделялась на верхнюю и нижнюю Галилею. Первая, северная, была малонаселенной гористой страной, заключая в себе Изреельскую долину, и была одной из самых богатых и красивых местностей Палестины. По Иосифу Флавию, еврейскому историку, в Галилее было не менее 404 городов и селений. В ней находятся города: Назарет, Канна и Капернаум. В Галилее Господь Иисус провел большую часть Своей жизни; здесь же Он совершил большинство известных нам чудес. Свою молодость Он провел в Назарете, когда Он выступил как Учитель, то переселился в Капернаум (Матф.4:13). Три первые Евангелия описывают, главным образом, деятельность Христа в Галилее. Евангелие от Иоанна повествует о Его деятельности в Иудее.
Жители Галилеи были в презрении у остальных евреев из-за их смешанных браков с язычниками, их религии (Иоан.7:52; Деян.2:7), а также их диалекта (Матф.26:73; Мар.14:70). Название "мужи Галилейские" в устах врагов звучало оскорблением. Христос зажег свет Евангелия и в "Галилее языческой" (Деян.1:11)


Назарет

Назарет

Назарет (Нацрат), город где жили Иосиф и Мать Иисуса (Лук.1:26; 2:4) и где Он провел первые 30 лет Своей жизни (Матф.2:23; 4:13; Лук.2:51; Иоан.1:45), почему и был известен как "пророк из Назарета". И обыкновенно назывался Назарянином. Это название было написано на Его кресте (Иоан.19:19) и было дано Его последователям - "назорейская ересь" (Деян.24:5). Теперь христианство на Востоке также называется "Назара" или "Назарянами". Назарет был маленьким местечком в северной части Галилеи. В Ветхом Завете о нем не упоминается. Этот город не пользовался доброй славой среди населения. Теперь город существует под названием "Эль Надара" в красивой долине на склоне крутой горы Джебель - эль - сих, с которой, вероятно, хотели сбросить Иисуса. Назарет расположен к западу от Фавора на полпути между Кармилом и южной частью Генисаретского озера на расстоянии 165 км от Иерусалима.


 

Давид

Царь Давид

Давид, т.е. возлюбленный - младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р. Хр., царь Израильский и Иудейский. Его история подробно описана в 1Цар. гл.16-31. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием. После победы над Голиафом стал зятем Саула. Он же был родоначальником дома Давидова. Он имел большой поэтический дар от Бога. Весь мир знает его псалмы, которые являются частью Библии.


 

 

Дом Иакова
Дом Иакова - народ израильский, верующий в Единого Живого Бога и принявший Иисуса Христа как Спасителя.


Дух Святой

Дух Святой - третье лицо Троицы. Он есть истинный Бог (Деян.5:3,4), Животворящий (Иоан. 3:5). Ему приличествует поклонение и прославление равное с Отцом и Сыном (Матф.28:19). Он открылся людям через сошествие на апостолов в виде огненных языков в 50-й день по Воскресении Христа (Деян.2:34). Дух Святой дается и сегодня всем христианам через веру, усердную молитву и святую жизнь.


Явил силу мышцы Своей
Явил силу мышцы Своей (устаревшее русское слово) - явил силу свою.

Авраам
Авраам или, как он назывался в начале, Аврам - праотец еврейского народа, сын Фарры, родился в Уре Халдейском около 2000 лет до Р. Хр. Авраам верил Богу и рад был увидеть день Христа. Верою он повиновался, верою он странствовал в обетованной земле и жил в шатрах. Верою Авраам угодил Богу, т.к. его вера была живой верой, которая выражалась делами. Это вменилось ему в праведность, и он назван другом Божиим (Иак.2:23; Рим.4:3).

 

Пророк Даниил

Пророки

Пророки - святые мужи, которых Бог выдвигал из среды Израиля, чтобы по откровению свыше возвещать народу волю Бога, предостерегать от греха и свидетельствовать о сильных Его делах. Пророки не были, как это теперь понимается, только предсказателями будущего, хотя и это входило в их миссию. Они были, прежде всего, вестниками воли Божьей.

 

 

 

 

Материал для справочного листа был взят из следующих источников:
1. Никифор, Библейская энциклопедия, (Москва: Типография А. И. Снегиревой), 1891г.
2. Нюстрем, Э., Библейский словарь, 1989 г.
3. Геце, Б., Библейский словарь, (Варшава: Религиозное Издательство Б. Геце), 1938 г.
4. Геллей, Г. Генри, Библейский справочник Геллея, (Торонто: Мировая Христианская Миссия), 1989 г.

 

Урок №1
История Христианства

Святое Евангелие - первоисточник жизнедеятельности Иисуса Христа и Его последователей. Мы христиане, являемся последователями Христа, мы верим в Него как в Бога, приходившего в мир в человеческом образе; во Христе мы видим фундамент, на котором зиждется церковь Христова, в Нем мы видим Божественного Основателя и Строителя Церкви. Евангелия дают нам яркий образ Христа, в них запечатлены Его слова и дела.

Христовы апостолы

Иисус и Апостолы в Гефсимании. "Предательство Иуды"

Христа во время Его проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников: Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Заведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мар.3:14-19; Деян.1:13-14). После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был избран Матфий. Задача апостолов состояла в том, чтобы после смерти, воскресения и вознесения с земли Христа под водительством Духа Святого продолжить дело проповеди Евангелия.

Но помимо этих двенадцати апостолов у Христа есть еще совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения с земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу страшным гонителем христиан. В историю христианства он вошел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он с проповедью Евангелия обошел почти весь тогдашний человеческий мир. От его проповеди о Христе возникли первые христианские общины во многих частях древнего мира.

Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
Нелегко жилось христианам в 60-х годах первого века на всей территории Римской империи, то есть во всем тогдашнем мире. В Иудее, входившей в состав Римской империи, христиан притесняли иудейские фанатики, которые никак не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем Самым Мессией, о Котором писали все пророки.
Последователи Христа в Иерусалиме и других местах Иудеи испытывали на себе ненависть ревнителей иудейской религии. Для христиан из евреев уже потеряли значения жертвоприношения, совершавшиеся в Иерусалимском храме, потому что они уверовали во Христа, прообразом Голгофской жертвы Которого и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Сам Образ. Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступников от веры отцов.
Христиане в языческих странах, т.е. во всех остальных частях Римской империи, также были у всех бельмом на глазу. Их ненавидели за то, что они не чтили языческих богов. В этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев - представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, а поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем язычники все больше и больше видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали главным образом евреи, а в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и представители многих народностей. В этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, а к разобщению покоренных народов. Да, кроме того, христиане считали Богом Иисуса, распятого римлянами.

Христиане при императоре Нероне

Бюст Нерона

По мере роста христианских общин становились и более жестокими меры, направленные против них. Самым жестоким гонением на христиан было гонение в Риме (62-68 гг.), в последние годы царствования римского императора Нерона. Поводом к этому гонению послужил пожар в 64 году. Виновниками этого пожара были объявлены христиане. По приказу Нерона христиан распинали на крестах, обезглавливали и, кроме того, устраивали массовые зрелища в цирках, на аренах которых на них выпускали голодных зверей. Устраивал Нерон и массовые гулянья, на которых из христиан, привязанных к столбам и облитых смолой, устраивали живые факелы. В 67 году жертвой террора Нерона стали столпы христианства - апостолы Петр и Павел.

 

Иудейская война (68-72 г.г.)
Триумфальная арка императора Тита.
Одна из немногих сохранившихся со времен античности в Риме, ознаменовала победу над восставшей Иудеей.
81г.н.э.
В последние дни жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком Иосифом Флавием, бывшим очевидцем всех событий и назвавшим это восстание "Иудейской войной". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного Нероном римским прокуратором Иудеи. Большую роль в возникновении этого восстания сыграли так называемые "зилоты". Слово "зилот" буквально означает "ревнитель". Зилоты - это иудейская религиозно-политическая партия, которая уничтожала всех отступников от веры. Во времена римского владычества зилоты убивали из-за угла римских солдат и офицеров. Этими своими действиями они снискали себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей борющихся против ненавистного римского ига.
Во главе восстания встал первосвященник Анна. Римские войска в Иудее были бессильны подавить восстание. Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться с военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но, не доходя до Иерусалима, отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. В то же время зилоты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам и установили в Иерусалиме террористическое управление. Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняемые в расположении к римлянам.
Нерон поручил Веспасиану из Антиохии с римскими войсками идти в Иудею для подавления восстания. В течении двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого были изгнаны все римляне, он взять не смог.
После смерти Нерона, поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан торжественно вошел в Рим, а в это время его сын Тит расправлялся с Иерусалимом. Это было в 70 году.
Восставший Иерусалим упорно защищался. Тит начал блокаду города. Все дороги из Иерусалима были перерезаны, он решил взять город измором.

Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
Вернемся на сорок лет назад до рассматриваемых нами событий и вспомним беседу в Иерусалиме Христа со Своими учениками. В то время ученикам Христовым еще многое было непонятно. Они, как и многие иудеи, думали, что Мессия разгромит римлян и что их национальная святыня - Иерусалимский храм станет еще более

Иерусалим в огне (кадры из фильма "Камо Грядеши")

величественным. Но Христос говорит, указывая на Иерусалимский храм: "Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лук.19:43-44). Все это и исполнилось в дни Иудейской войны в 70 году.

Иосиф Флавий
Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейская война» подробно описывает события, очевидцем которых он был. Иосиф Флавий находился в римском стане в качестве переводчика у римского полководца Тита, а до этого был переводчиком у его отца Веспасиана.

Веспасиан (I век)

Веспасиан присвоил Иосифу даже свою фамилию - Флавий. Евреи смотрели на Иосифа, как на предателя. В то время, когда тысячи евреев гибли от меча римлян, Иосиф из рук римлян получал одну награду за другой. Были ли это награды за писательский талант Иосифа или это были награды за его предательство национальных интересов Иудеи, мы точно не знаем. В глазах же всех евреев он был предателем, поскольку стал носить римскую фамилию и всегда неотлучно находился при Веспасиане, а затем при Тите. Мы же можем сказать, что, благодаря Иосифу Флавию мы имеем все подробности Иудейской войны; его труды являются единогласным подробным достоверным материалом по этому вопросу. С апреля 70 года Тит начал готовиться к штурму осажденного Иерусалима. Восемьдесят тысяч римских легионеров и их союзников были готовы устремиться на Иерусалим. Стены города защищали только две с половиной тысячи вооруженных иудеев. Внутри города было громадное число паломников, пришедших на Пасху и застигнутых здесь осадой. Полагаясь на Бога, все заветы Которого они растоптали, зилоты отвергли все условия, предлагаемые Титом. Тит перестал предлагать условия и отдал приказ распинать всех еврейских дезертиров, бежавших из Иерусалима. В осажденном городе был голод; умирающих от голода людей не успевали хоронить, трупный запах стоял повсюду. Стали учащаться случаи людоедства - некоторые матери поедали своих детей. В первый раз 17 июля 70 года ежедневные жертвоприношения в храме прекратились за недостатком священников и жертвенных агнцев. И вот в сентябре 70 года римляне ворвались в Иерусалим, беспощадно сокрушая все на своем пути. В городе начались пожары. Тит хотел спасти величественный Иерусалимский храм. Но, против его приказания, один солдат бросил горящую головню в окно храма. Пламя стало распространяться кверху. Когда Тит заметил это, он приказал солдатам тушить огонь. В страшном шуме слова его приказания не были слышны, и приказание не было исполнено. А тут внезапно появившийся ветер раздувал пламя. Искры и головни летели во все стороны и зажигали все части храма, которые еще не горели. Тит все еще делал отчаянные попытки спасти храм, конечно, не из уважения к иудейской религии, а из уважения к этому шедевру мирового искусства. Но Тит и его солдаты оказались бессильными, они не понимали, что здесь исполняются слова Того Самого Христа, в Которого они не верили: "не останется камня на камне".

Горная крепость "Масада". Была последним оплотом, который иудеи удерживали во время своего восстания против римлян.

В Иудейской войне и во время осады Иерусалима погибли один миллион триста пятьдесят четыре тысячи евреев. Все уцелевшие евреи мужчины старше семнадцатилетнего возраста были приговорены к каторжным работам в египетских рудниках, а некоторые юноши были отобраны для отправки в цирки различных городов для умерщвления их львами. Много еврейских девушек были проданы в рабство в богатые римские дома. Все дома в Иерусалиме были разрушены и сожжены, даже деревья вокруг Иерусалима были вырублены во время осады. Римляне отдали распоряжение сгонять евреев с их земель и высылать в другие места.
Тит думал одним ударом покончить и с иудейством и с христианством.Он смотрел на

христианство как на ветвь, выросшую из иудейского корня, и думал, что после уничтожения корня погибнет и ветвь. Но для истинных последователей Христа все содействует ко благу. Огонь Иудейской войны нанес урон иудействующему христианству, то есть таким христианам, которые цеплялись за весь Моисеев закон и за соблюдение субботы. Это иудействующее христианство готово было разрушить все то, над чем так самоотверженно трудился апостол Павел, оно готово было предать анафеме всех тех, кто не соблюдал еврейских обычаев. В результате Иудейской войны были разрушены условия для процветания иудействующего христанства.


Все верные Христу члены Иерусалимской общины во время осады города не пострадали. Еще задолго до начала осады они, вспомнив повеление Христа, ушли из Иерусалима в селение Пеллу на другом берегу реки Иордана. Это было не трусливое бегство, а спокойное выполнение ясного повеления Христа. Все испытания для верных учеников Христа явились обильным дождем, в результате которого они зацвели еще ярче.
После Иудейской войны не стало больше условий для восстановления Иерусалимского храма, потому что евреи были рассеяны по всему миру, а территория бывшего Иерусалима переходила из рук в руки.
Разгромив Иерусалим, Тит торжественно прибыл в Рим и стал соправителем Римской империи вместе со своим отцом Веспасианом, возглавляя в то же время императорскую гвардию. Он не останавливался перед уничтожением всех видных римлян, казавшихся ему подозрительными. Имя Тита стало ненавистным в Риме. В 79 году император Веспасиан умер, а через два года, в 81 году, умер и Тит.

Однако для христиан, пожалуй, наиболее важным в труде Иосифа Флавия было первое нехристианское свидетельство об Иисусе Христе, помещенное в 18-й книге "Иудейских древностей". Вот оно:

"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени".

Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна.
После смерти Тита на римский престол взошел Домициан - младший сын Веспасиана, брат Тита. С восшествием на престол Домициана опять начались гонения на христиан. Домициан был по отношению к христианам проникнут подозрительностью и жестокостью. Он расправлялся не только с христианами, но и с людьми, которых подозревал в сочувствии к ним.

Древний церковный историк пишет: Домициан, применив свою свирепость ко многим и умертвив несправедливо большое число выдающихся мужей в Риме, отправил в ссылку без причины множество уважаемых лиц и лишил их имущества; сделался, наконец, в своей ненависти и вражде к Богу преемником Нерона. Подобно ему, он обоготворил сам себя, приказав оказать божескую честь своей статуе. Кто осмеливался противиться этому приказанию, обвинялся в измене и подвергался страшному наказанию. Он окружил себя толпой шпионов и доносчиков, занятие которых состояло в том, чтобы всегда выслеживать новые жертвы и придумывать новые обвинения. Участь ненавидимых христиан была во время этого второго гонения достойна сожаления. Но конец этого слабого и тщеславного тирана был близок. Он имел обыкновение записывать имена лиц, назначенных к смерти, в свиток, который он тщательно хранил сам. Однажды, когда он заснул, ребенок, случайно игравший в его комнате, увидел фатальный список под подушкой, вынул его из любопытства и отнес к императрице. Она нашла, к своему величайшему смущению, свое собственное имя на листке, вместе с другими именами, обладатели которых, казалось, стояли высоко в расположении императора.

Внешний вид Колизея

Она тотчас обратила внимание на грозившую ей опасность, и Домициан, несмотря на всю осторожность, был убит двумя офицерами своей стражи.
За год до своей смерти Домициан в 95 году сослал на пустынный остров Патмос апостола Иоанна, единственного из апостолов, который был жив в то время и который уже был глубоким старцем. На этом пустынном острове апостол Иоанн получил от Господа величайшее откровение, которое описал в книге "Откровение". За исключением кратковременного перерыва, Домициан все время жестоко гнал христиан.

Окончание апостольского века
Со смертью Домициана оборвалась династия Флавиев. Сенатом на престол был избран Нерва. Это было 18 сентября 96 года. Нерва отдал распоряжение повсеместно прекратить гонение на христиан, вернуть сосланных из ссылки и возвратить им отобранное имущество. В 98 году из ссылки с острова Патмос вернулся и апостол Иоанн и поселился в Ефесе. Вернувшись из ссылки, он написал Евангелие от Иоанна и в 100 году умер. Так окончился апостольский век.

Император Траян - новые гонения христиан

Монета с изображением императора Траяна.

Император Нерва умер в 98 году, назначив своим преемником Траяна, который находился на престоле с 98 по 117 год. Траян был одним из знаменитых римских императоров и выдающимся полководцем. Но к христианам он относился весьма недоброжелательно и одобрял их гонение, которое во все годы его царствования не прекращалось.

 

Личная переписка тиранов
Очень интересна переписка императора Траяна с римским писателем Плинием - младшим. Было два писателя с именем Плиний: Плиний - старший и его племянник Плиний - младший. В 110 году многие христиане были представлены на суд Плинию - младшему, который был в то время римским наместником Вифинии и Понта.Остановим наше внимание на письме Плиния и на ответе Траяна.

Казнь христиан в Амфитеатре
(из фильма "Камо Грядеши")

Плиний пишет: "Будь здоров! Я приобрел обыкновение обо всех вещах, которые мне кажутся почему-то сомнительными, излагать тебе, ибо кто лучше может направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом... Между тем с такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их - христиане ли они? Если они признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и в третий раз. В случае, если они упорно держались своего ответа, то предавал их казни... Недавно мне было доставлено анонимное письмо, которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал, и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за лучшее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, а потом снова отрекались. О своей прежней религии - преступление ли она или заблуждение они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообща, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более не наблюдается. После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследования применить пытку к двум женщинам, о которых было сказано, что они диаконисы; но, кроме злого преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обвиняться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; не смотря на это, мне кажется, его можно прекратить".
На это письмо Плиния Траян ответил так: "Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло бы быть применено ко всем случаям.

Языческий храм I века.

Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако с тем условием, что каждому, кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался бы с основными правилами нашего века».
Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

Апостольские ученики
Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов руководящее положение в христианстве заняли их приемники, их непосредственные ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставление апостолов, с ними вместе трудились и были с ними в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало после смерти апостолов высоко поднять христианское знамя, обагренное Голгофской Кровью Иисуса Христа. Вкратце познакомимся с каждым из них в отдельности.
Климент был по происхождению римлянин. Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия с апостолом Павлом. Обращаясь к служителю Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает о Клименте: "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни"(Фил.4:3). С 92 года Климент стоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин. Императором Траяном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла, он писал послания к Коринфянам. Клименту приписывается еще ряд произведений, однако точно не установлено, что они написаны именно им.
Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жизни апостола неотлучно находился при нем. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной: он писал все свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали вождем всей Азии в христианстве. Умер он мученической смертью примерно в 166 году.
Игнатий был учеником апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью с ним лично беседовал император Траян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, направленных главным образом против иудействующих христиан.
Варнава - еврей по национальности, родом с острова Кипра. До своего обращения ко Христу был левитом (служителем Иерусалимского храма). Вместе с апостолом Павлом совершал благовестническое путешествие, но в последствии разошелся с ним. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где и был побит камнями иудейскими фанатиками.

Ошибки апостольских учеников
Вот эти четыре служителя и были самыми крупными фигурами, пользовавшимися большим

Собрание Апостольских учеников в Катакомбах
(из фильма "Камо Грядеши")

авторитетом в христианских общинах после смерти апостолов. Но, к сожалению, апостольские ученики в некоторых вопросах уклонились от доверенного им учения. Особенно это наблюдается в вопросах по управлению церковью.
Во время апостолов каждый христианин чувствовал себя священиком Бога Всевышнего и считал себя обязанным служить Богу тем даром, какой получили от Него.

Кроме того, в апостольских христианских общинах существовало два рода служителей: старейшины и диаконы. Старейшины должны были заботиться о духовных нуждах членов общины, а диаконы о хозяйственных нуждах общины. Старейшины назывались также пресвитерами или епископами (наблюдателями). В обязанности старейшин входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей. Апостол Павел был очень твердым человеком в вопросах веры, он не допускал никаких отклонений от учения Христа: в борьбе со грехом, в борьбе за чистоту евангельского учения он был несгибаемым воином Христовым. Но он не от кого не требовал преклонения перед своей персоной, он нигде и никогда не возвеличивал свою личность, не стремился вокруг себя создавать ореол величия. Апостольские ученики в этом отношении допустили некоторое отклонение. В посланиях апостольских учеников, в отличии от посланий апостолов, звучат требования о высшей почести для епископов. Игнатий написал в течение своей поездки из Антиохии в Рим семь писем. И во всех этих письмах видно желание возвеличить служителей Христовых. Из этих посланий мы видим, что была создана трехъярусная система служителей: епископат, пресвитериат и диаконат. И все эти послания подготовили почву для разделения Церкви Христовой на духовенство и прихожан, в то время, как в первых апостольских общинах такого деления не было. В дальнейшем граница между духовенством и прихожанами становилась все более и более резкой. Начало этому и было положено посланиями апостольских учеников.
В своем послании к Ефесской церкви Игнатий пишет:
"Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу; этим мы покажем свою подчиненость Богу... Из этого ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа".
Какой вред принесли в дальнейшем эти слова Игнатия! Достигнув большой власти и потеряв связь с Богом, епископы стали уводить христиан далеко от первохристианства. Последователи Игнатия твердили, что епископу должно подчиняться, как Богу, и критиковать епископа никто из простых смертных не имеет права. Многие христиане в дальнейшем эти послания Игнатия поставили на одном уровне с апостольскими посланиями. Но апостольские послания были воистину Словом Божиим, в то время как в посланиях учеников уже незаметно вкрадывались некоторые моменты, идущие наперекор Слову Божьему. По учению Христа и Его апостолов, нашей путеводной звездой является только Слово Божье, и поэтому если даже епископ станет учить не тому, чему учит Слово Божье, то такого епископа не следует слушать. Однако послания Игнатия воспитывали христиан в абсолютной и безоговорочной покорности епископу. Если епископ сказал, то все должны замереть перед ним - таков смысл поучений Игнатия.
В послании к христианам Магнезии Игнатий пишет:
"Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все по божеском единодушии, ибо ваши епископы предстоят на месте Бога".
В послании к Филадельфийской церкви пишет: "Я взывал, как бы я был между вами, я говорил громким голосом: слушайтесь епископов и пресвитеров и диаконов! Некоторые думали, что я говорил, потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в свидетели ради Которого я в узах, что я ничего не о ком не знал; но это был Дух, говоривший во мне в этом случае. Ничего не делайте без епископа; храните ваши тела, как храмы Божии; любите единение; избегайте распрей; будьте последователями Христа, как Он был последователем Своего Отца". Здесь Игнатий уверяет читателей, что в данном случае через него говорит Сам Бог.
Но не будем впадать в крайности и воздадим должное Игнатию. Он был честный и искренний христианин. Однако нередко и честные и искренние люди делают ошибки. Заботясь о благе церкви, о предохранении ее от раздоров, Игнатий ратовал за то, чтобы сильная власть была в руках руководителей церкви. Он думал таким образом сохранить общины от распрей. Но он не думал о том, что этим самым будет нарушена демократия, которая была в апостольских общинах, и в церкви создадутся все условия для самой необузданой тирании, достигшей своего высшего предела в средние века в лице римских пап. Средние века пожинали всходы, посеяные еще апостольскими учениками. Подобный посев мы видим не только в посланиях Игнатия, но и в посланиях других апостольских учеников. И все же мы чтим их как искренних христиан, мученической смертью своей доказавших свою верность Христу.
Все мы способны ошибаться. Не будем бросать камни осуждения в апостольских учеников, а извлечем из всего сказанного для себя полезные уроки. История христианства - это прекраснейшая школа, богатая ценнейшими уроками.

Восстание при Адриане. Лжемессия Баркохба
Мавзолей Адриана в Риме. 135–140 гг. н.э.
После смерти Траяна в 117 году на римский престол взошел Адреан. В его царствование происходили еврейские восстания в Египте, на Кипре, в Месопотамии и других местах, где жили евреи, изгнанные после Иудейской войны в 70 году из своей родной страны. Все эти восстания были самым жестоким образом подавлены. Адреан повелел на месте бывшей Иудейской столицы - Иерусалима - создать римскую колонию с языческими храмами. Это распоряжение Адреана вызвало новые восстания (132-135 гг.) под руководством Баркохбы, который провозгласил себя истинным Мессией, предсказанным всеми пророками. Однако и это восстание было подавлено, и на развалинах Иерусалима был построен римский город Капитолина, а на горе Сионе, где раньше был Иерусалимский храм, появился храм Юпитера.
Когда еще восстание Баркохбы имело временный успех, христиане Палестины жестоко страдали за отказ признать Баркохбу мессией и за отказ поклоняться ему, как Мессии. Прочие евреи смотрели на них, как на национальных изменников, не желающих бороться за освобождение родины, но христиане не могли встать под знамена того, кто кощунственно называл себя Мессией, потому что они знали, что единственным Мессией являлся Христос.
ВОПРОСЫ К УРОКУ

1

Абонентский номер   

Ф.И.О.      E-mail

Здесь нужно отметить правильные ответы, например:
Вопрос 3) А Б В Г
ВНИМАНИЕ! На каждый вопрос может быть один,
несколько или ни одного варианта правильного ответа!

1. Какие из этих пунктов выражают сущность молитвы?
А) психологическое действие, самовнушение;
Б) прямое общение с Богом;
В) способ облегчения болезни и ускорения выздоровления;
Г) выражение глубоких чувств веры, благодарности и любви;
Д) вознесение души к Богу;
Е) своеобразный сеанс магии;
Ж) способ познакомить Бога со своими нуждами.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж

2. Зачем нужно прославлять Бога в молитве?
А) только ради получения от Бога различных благ;
Б) чтобы воздать Богу хвалу за то, каков Он есть;
В) потому что Он достоин славы;
Г) для того, чтобы выполнить установленный обряд;
Д) чтобы сказать Господу слова любви и признательности.

А
Б
В
Г
Д

3. Что включает в себя молитва?
А) прославление;
Б) претензии;
В) благодарение;
Г) самовосхваление;
Д) исповедание;
Е) требование;
Ж) ходатайство;
З) самооплакивание;
И) прошение.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И

4. Зачем нужно исповедание грехов?
А) чтобы научиться думать;
Б) чтобы очиститься от грехов;
В) чтобы иметь чистое сердце и общение с Богом.

А
Б
В

5. О чем мы должны просить?
А) только о повседневных нуждах;
Б) о понимании Слова Божьего;
В) о Божьем руководстве в нашей жизни;
Г) только о важных делах;
Д) только о материальном изобилии;
Е) о том, чтобы Бог дал нам силы для борьбы с грехом;
Ж) о помощи для исполнения заповедей.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж

6. Каковы духовные принципы молитвы?
А) соответствовать Слову Божьему (Библии);
Б) искренность;
В) молиться только в хорошем настроении;
Г) молиться в смирении и кротости;
Д) сомневаться в получении ответа;
Е) молиться во имя Иисуса Христа;
Ж) правильно выбрать ходатая (Матерь Божию, Николая-Угодника, других святых).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж

7. Как Бог отвечает на молитву?
А) прямо;
Б) не сразу, иногда приходится ждать;
В) удовлетворяет все просьбы;
Г) иногда отвечает наказанием;
Д) никогда не отвечает;
Е) отказом;
Ж) Бог отвечает только на красноречивые молитвы;
З) отвечает через Библию, людей, жизненные обстоятельства.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З

Ваше мнение по этому вопросу
Вопрос под этим заголовком является факультативным, и ответ на него не является обязательным. Но нас очень интересует Ваш ответ на этот вопрос. Вы можете откровенно высказать свое мнение. Ваш ответ поможет нам лучше понять Вас и познакомиться с Вами как с личностью. Он также окажет помощь в оценке общей эффективности урока.

Что важнее для Бога: количество или качество молитвы? На какую молитву Он ответит раньше?

Пожалуйста, просмотрите экзаменационную работу, чтобы убедиться, что вы ответили на все вопросы. Вышлите экзаменационную работу нам для проверки.

!!!После отправки ждите, не закрывайте страницу до появления оповещения о успешной отправке!!!

Компьютерная Библия
Вы можете бесплатно получить электронный вариант Библии
ЗДЕСЬ

Написать нам©Просветительское Общество "Кириллица".